Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Москва. Программа конференции «Произведение искусства – документ эпохи». НИИ РАХ. 23-24.03.2011


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Приглашают Вас и Ваших коллег на Международную научно-практическую конференцию

«Произведение искусства – документ эпохи»

23–24 марта 2011
23 марта 10.30–14.00  Утреннее пленарное заседание (Белый зал Академии)
23 марта 15.00–17.30  Вечернее заседание секции «История» (Белый зал)
23 марта 15.00  Вечернее заседание секции «XX век» (конференц-зал НИИ РАХ)
24 марта 10.30  Утреннее заседание секции «История» (конференц-зал НИИ РАХ)
24 марта 10.30  Утреннее заседание секции «XX век» (Белый зал)
24 марта 15.00  Вечернее заседание секции «XX век» (Белый зал)
24 марта 15.00  Вечернее заседание секции «История» (конференц-зал НИИ РАХ)

Конференция состоится по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21
регламент докладов 15–20 минут

Информационная поддержка: интернет-порталы и сайты http://www.rah.ru; http://www.museum.ru; http://archi.ru;
http://ais-aica.ru; http://www.rosculture.ru

Справки: телефон/факс: (495) 637-31-76;  e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

23 марта, 10.30 УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Открытие конференции:
Швидковский Дмитрий Олегович, доктор искусствоведения, профессор, вице-президент РАХ, действительный член РААСН,
академик-секретарь Отделения искусствознания РАХ

Ванслов Виктор Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, действительный член и член Президиума РАХ,
директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Малинина Татьяна Глебовна, доктор искусствоведения, профессорНИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
О цели и задачах конференции

Пленарное заседание
Актуальные аспекты изучения феномена современности в искусстве

Ведет Михаил Алексеевич Бусев, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, заместитель директора НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Аронов Владимир Рувимович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом дизайна НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Метаморфозы времени в современной проектной культуре

Добрицына Ирина Александровна, доктор искусствоведения, заведующий отделом проблем теории архитектуры
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН, Москва Амбиции архитектора в глобальную эпоху

Малинина Татьяна Глебовна, доктор искусствоведения, профессор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
О технологических и творческих аспектах компьютерной
визуализации архитектурного замысла. Заметки наблюдателя

Перфильева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Креативное и созидательное в ювелирном искусстве ХХ века

Лиманская Людмила Юрьевна, доктор искусствоведения, профессор Российский государственный гуманитарный университет, Москва декан факультета искусствоведения
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва
Аффективная память и художественная реальность в теоретической рефлексии постмодерна

Ванеян Степан Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Документ как монумент: история понятия

Толстой Владимир Павлович, доктор искусствоведения, профессор, действительный член РАХ, заведующий отделом монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Документ как основа искусствоведческого исследования

Якимович Александр Клавдианович, доктор искусствоведения, действительный член РАХ НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Успехи и поражения империи в портретах Веласкеса

Федотова Елена Дмитриевна, доктор искусствоведения, заведующий отделом зарубежного искусства
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
О грани факта и вымысла в жанре мемуаров или «Эбдомерос» Джорджо де Кирико

Никифорова Ирина Алексеевна, заведующий отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Иллюстрированная реклама – зеркало истории, зеркало жизни  

Кочемасова Татьяна Александровна, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ
Российская академия художеств, Москва
«Прогрессивное» и «консервативное» в произведении искусства. Художественные парадигмы современности.

Рыков Анатолий Владимирович, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургский государственный университет
О прогрессивном и консервативном в искусстве

Гончаренко Наталья Михайловна, аспирант Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
Художник наблюдающий и художник, преобразующий город: подходы к отображению городской среды средствами изобразительного искусства и способы художественного преображения города (1970–2000-е годы)
Произведение искусства – свидетель и свидетельство эпохи

Секция И С Т О Р И Я

23 марта 15.00 ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведет Римма Михайловна Байбурова, кандидат искусствоведения, ученый секретарь НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Рындина Анна Вадимовна, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, заведующий отделом древнерусского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Предание о тюремной иконе Углицкого князя Иоанна «Игнатия». Попытка реконструкции

Бусева-Давыдова Ирина Леонидовна, доктор искусствоведения НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Семейные иконы как документы эпохи

Злотникова Ирина Владимировна, эксперт Росохранкультуры «ART-экспертиза», Брянск .Икона как источник историко-искусствоведческого исследования.На примере Венской иконы Божией Матери «Мария Поч»    

Бузыкина Юлия Николаевна, аспирант Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Произведения древнерусской живописи как исторический источник:некоторые сюжеты Новгородской иконописи XIV–XVI веков

Малахова Татьяна Юрьевна, аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Эстетические основания формирования стиля резьбы византийских икон из слоновой кости в эпоху македонского ренессанса

Хвоина Ольга Борисовна, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой звукорежиссуры Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина «Не отвержи мене…»: Судьба композитора Максима Березовского: реальность и художественный вымысел

Ухналев Андрей Евгеньевич, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изучения комплекса «Летний сад – Летний дворец – Домик Петра I» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архитектурные проекты как свидетельства стилистической полифонии в зодчестве петровского Петербурга

Алексеев Евгений Павлович, кандидат искусствоведения, доцент Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Екатеринбург
Мир огневой работы. Художник на уральских заводах ХVIII – первой половины ХIХ века

Якимов Кирилл Вячеславович, кандидат искусствоведения, ассистент кафедры музееведения
Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Екатеринбург
Географические карты и технические чертежи Урала XVII–XVIII веков  как материал для искусствоведческого анализа

Постникова Ольга Владимировна, PhD Institut für Kunstgeschichte, Universität Wien, Österreich
"… дабы сохранить перед всем миром видимость единства":
Две картины Ф. Г. Вальдмюллера (1839 г.): напоминание о верности военно-политических союзников России и Австрии

Казакова Светлана Константиновна, аспирант  Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова «Достоверное» и «легендарное» в воображаемом портрете в русской живописи первой половины XIX века: постановка проблемы

Козак Юрий Германович, художник-реставратор Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
Картина В.И. Мошкова (Машкова) «Торжественное вступление графа Паскевича в Тавриз» как документальное свидетельство событий
Русско-персидской войны 1826–1828 годов

24 марта 10.30 УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Секция И С Т О Р И Я
Ведет Анна Вадимовна Рындина, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, заведующий отделом древнерусского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Геташвили Нина Викторовна, кандидат искусствоведения, профессор,заведующий кафедрой всеобщей истории искусства
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва
«Всеобщие истории искусства» как документ эпохи (П.П. Гнедич, А. Н. Бенуа и другие)

Хасьянова Лейла Самиуловна, кандидат исторических наук, профессор, член-корреспондент РАХ, проректор по научной работе
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва Влияние археологических открытий на творчество Г.И. Семирадского

Каск Анна Николаевна, хранитель фондов отдела визуальной информации Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Отображение войны в русской журнальной графике XIX века

Завьялова Анна Евгеньевна, кандидат искусствоведения НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Александр Бенуа и Павел I (историческое и личное)

Ломанова Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент Красноярский государственный художественный институт
Документальное и художественное в произведениях В.И. Сурикова 1890–1900-х годов

Бартельс Наталья Викторовна, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери: две редакции на фоне смены исторических эпох

Будрина Людмила Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент Уральский государственный университет им. А.М. Горького старший научный сотрудник Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург
Политический плакат в камнерезном искусстве 1910-х годов

Петухова Нина Михайловна, кандидат искусствоведения, гл. архитектор проекта Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт по реставрации памятников истории и культуры
Формирование архитектурно-художественного ансамбля Вологодско-Архангельской железной дороги

Борцова Екатерина Александровна, младший научный сотрудник Харьковский художественный музей
Книжная графика Н.С. Самокиша как отражение эпохи

Глазунова Вера Ильинична, соискатель кафедры всеобщей истории искусства Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва Стилистика детской иллюстрации конца XIX – первой половины XX века в России как оптика эпохи

Шатковская Марина Леонидовна, кандидат технических наук, доцент Сыктывкарский государственный университет
Холопова Светлана Александровна, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна Орнамент как элемент художественной выразительности декора традиционных женских рубах

Батырева Светлана Гарриевна, кандидат искусствоведения, доцент Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН,
заведующий Музеем традиционной культуры им. Зая-пандиты, Элиста
Мифопоэтическая модель мира: экологический аспект в иконографии северного буддизма

Секция ИСТОРИЯ
24 марта 15.00 ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведет Светлана Гарриевна Батырева, кандидат искусствоведения, доцент Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, заведующий Музеем традиционной культуры им. Зая-пандиты

Байбурова Римма Михайловна, кандидат искусствоведения, ученый секретарь НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Образы ахеменидских архитектурных памятников как производное представлений их создателей об окружающем мире, об их месте и роли в нем

Путятин Илья Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент Егорова Анастасия Владиславовна, старший преподаватель
Московский архитектурный институт Художественные образы Хроноса и Кайроса как воплощение языковой концептуальной метафоры времени. Опыт междисциплинарного исследования

Фрейверт Людмила Борисовна, кандидат философских наук, доцент Московский государственный университет технологий и управления
Архетип и идеальный тип в художественном формообразовании

Рагулина Анна Анатольевна, хранитель фондов Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Уваровский саркофаг в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина: выдающиеся достоинства и загадка происхождения

Арутюнян Юлия Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
Романские капители Конка как документ церковной истории

Хрипкова Елена Авенировна, преподаватель кафедры всеобщей истории искусств Российский государственный гуманитарный университет, Москва Иконографическая программа базилики Сен-Дени XII века как свидетельство духовной жизни эпохи

Пивень Марина Георгиевна, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Свадебные торжества в росписях итальянских сундуков эпохи Возрождения: исторические черты и идеальные образы

Егоров Андрей Сергеевич, старший научный сотрудник Московский музей современного искусства
Династический ряд на фасаде ратуши Старого города в Брауншвейге: коллективный образ власти и инсценировка истории

Власова Мария Владимировна, аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Тебризская миниатюра как одно из свидетельств культурной политики иранской династии Сефевидов в первой половине XVI века

Дьячкова Нина Анатольевна, научный сотрудник Московский музей современного искусства
Испанский бодегон как документ эпохи

Гамлицкий Андрей Викторович, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
«Дух времени» в увражах на библейскую тематику (XVI–XVII века)

Бринцева Анастасия Андреевна, аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Французское завоевание Алжира на полотнах Ораса Верне

Секция XX ВЕК
23 марта, 15.00 ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведет Перфильева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Балашова Лада Сергеевна, кандидат искусствоведения University of Essex, UK
Марк Куинн (образ Алисон Лаппер): взгляд на античность из ХХI века

Блинова Елена Константиновна, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
Субъективное отношение и объективное знание в оценке ордерного ансамбля Петербурга

Орлов Сергей Игоревич, кандидат искусствоведения НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Мифологическая форма интерпретации факта: площадь Джеймса Энсора и Джорджо де Кирико

Фомичева Ирина Сергеевна, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Неоновая реклама и французские живописцы первой половины XX века: Фернан Леже, Анри Матисс

Седова Татьяна Ивановна, соискатель Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Памятник Александру III работы П. Трубецкого: метаморфозы восприятия (к вопросу об интерпретации образа)

Горбунова Ксения Витальевна, аспирант Российский институт культурологии В.В. Кандинский о точке как об основной рисуночной форме в абстрактной живописи

Захарченко Ирина Николаевна, кандидат исторических наукМосковский гуманитарный университет
Живописный квадрат как пространство визуальных экспериментов: Йозеф Альберс и Виктор Вазарели

Банцекова Анна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, заведующий фондами графики Львовская национальная галерея искусств, Украина
Реальное и символическое в произведениях Яна Генрика Розена

Морозова Надежда Георгиевна, хранитель фондов
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Формирование коллекции американской графики (1920–1930-е годы): Политика и искусство (по материалам собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Миловзорова Елена Борисовна, кандидат культурологии Министерство культуры Российской Федерации, Москва
Дом-мастерская К. Мельникова – смелый архитектурный эксперимент или воплощение «растерзанной идеи»

Володина Татьяна Ильинична, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Об одной композиции Павла Филонова конца 1920-х годов. Попытка истолкования

Загянская Галина Аврамовна, кандидат искусствоведения, профессорТеатральный институт им. Бориса Щукина
Проблема применимости понятий прогрессивного и консервативного к художественным средствам выражения

Секция XX ВЕК
24 марта, 10.30 УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведет Анна Евгеньевна Банцекова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Львовской национальной галереи искусств

Степанов Алексей Сергеевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Институт Российской истории РАН, Москва
Кино как источник. Исторические процессы XX века и отображение их в мировом художественном кинематографе

Малова Татьяна Викторовна, кандидат искусствоведения
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Образ времени: Vanitas в неоромантической живописи 1910–1930-х годов

Султанова Рауза Рифкатовна, кандидат искусствоведения, заведующий отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН, Казань, Республика Татарстан
Сценография М. Абдуллина с точки зрения идеологии 1930-х годов

Галкова Ольга Валентиновна, кандидат исторических наук, доцент
Савицкая Ольга Николаевна, кандидат исторических наук, доцент
Волгоградский государственный педагогический университет
Малкова Ольга Петровна, кандидат искусствоведения
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Утопии и реальность в искусстве И.И. Машкова первой половины 1930-х годов (на материалах Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова)

Силина Мария Михайловна, аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Драматический театр в Ростове-на-Дону: между образом и символом  

Терехович Марина Леонидовна, заведующий редакцией журнал Архитектура, строительство, дизайн, Москва
Физкультурные парады 1930–1940-х годов. По материалам архива художников Ладур

Ермишева Маргарита Николаевна, кандидат искусствоведения Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Москва
Звуковое решение фильма как способ трактовки изображения: Фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма

Малинина Татьяна Глебовна, доктор искусствоведения, профессор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
К вопросу о методах изучения искусства периода Второй мировой войны

Огаркова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Волгоградский государственный технический университет
Художественное отображение исторического события как феномен науки и искусства (по рисункам очевидцев Сталинградской битвы)

Шимелевич Анна Генриховна, кандидат искусствоведения, доцент Белорусская государственная академия искусств, Минск, Республика Беларусь
Историческая правда, образ, миф: тема Великой Отечественной войны в белорусской живописи

Рытикова Вера Валентиновна, главный хранитель Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
Проблема художественного образа в советской монументальной скульптуре 1940–1950-х годов (по материалам конкурсов на проектирование ленинградских памятников)

Белинцева Ирина Викторовна, кандидат искусствоведения НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН, Москва
Архитектура Калининграда как летопись истории города и региона: полемические заметки

Секция ХХ век
24 марта, 15.00 ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведет Малинина Татьяна Глебовна, доктор искусствоведения, профессор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Сидорина Елена Викторовна, кандидат искусствоведения НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
«Формула свободы» и «формула надежды» Эрика Булатова

Мажейкина Галина Геннадьевна, аспирант Российский институт культурологии, Москва
Интерпретации и манипулирование образами и смыслами в актуальном искусстве конца XX – начала XXI века

Безенкова Мария Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, Москва
«Игра в историю: фильм «Два капитана два» Сергея Дебижева в контексте документально-художественного образа эпохи

Марьяновская Ольга Валерьевна, ведущий инспектор Студия художников им. В.В. Верещагина МВД России
Актуальное в произведениях Студии художников им. В.В. Верещагина МВД России

Дубицкая Оксана Иосифовна, главный редактор Портал АИС, Санкт-Петербург
Фото-арт как аргумент

Вотский (Гаврилов) Виктор Александрович, кандидат искусствоведения, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна Подобие подобия: опыт телесной интерпретации (интерпретация телесной выразительности) в скульптуре второй половины ХХ века

Трошин Андрей Алексеевич, кандидат философских наук Российский институт культурологии, Москва
Время вещи и пространство вещи: советская художественная пластмасса

Парыгин Алексей Борисович, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Современная печатная графика как документ эпохи (на материале шелкографии)


Богданова Надежда Ивановна, директор Кондинский краеведческий музей
Визуализация cлова через 100 лет: повесть С. Карцевского «Ямкарка» (1910) и триптих О. Мерцаловой «Ямкарка» (2010)

Стендовые доклады
Островская Тамара Алексеевна, научный сотрудник Московский государственный объединенный  художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Резной град Иерусалим из Николо-Угрешского монастыря.
К истории бытования памятника

Дроздова-Пичурина Надежда Николаевна, аспирант Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Опыт советских фотовыставок 1920–1930-х годов

Чегодаева Мерьям Ибрагимовна, соискатель Санкт-Петербургский  государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина
Портретное творчество А.Н. Самохвалова

Гладков Павел Петрович, аспирант  Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Определение искусства по К. Гринбергу (перевод статей «Коллаж», «Авангард и китч» и комментарии к ним)

Ахмыловская Лариса Алексеевна, кандидат искусствоведения,и.о. профессора  кафедры искусствоведения
Дальневосточный  государственный технический университет, Владивосток, Барыш Андриана Юрьевна, интерн
Международная школа Японского языка Канрин, Канагава, Япония
Документальная драма М. Дженкинса "Все силы необходимые и достаточные": опыт кросскультурного анализа
(на материале показательного процесса 1948 года)

Скальчук Ольга Анатольевна, аспирант Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Судьба искусства в эпоху террора: документальное, достоверное и подлинное в искусстве