Памятное
123001, Москва, Б.Козихинский пер.19\6,стр.1
рисунок, живопись, фотографии, плакаты военного времени тел.[495]699 83 83, 699 98 54, 699 85 50
(28 апреля – 1 июня 2010) www.ggallery.ru
ХХ век, как никакой другой, является веком конфронтаций и столкновений. «Умудренное опытом» человечество почувствовало новое содержание понятия этого зловещего знака - «война». Если Первая мировая война стала «повивальной бабкой» мирового художественного авангарда, - его развитие происходило на фоне руин, в обстановке строительства нового миропорядка; то Вторая мировая – это качественно новый уровень художественной рефлексии.
Эта выставка представляет хронику Отечественной Войны 1941-1945 гг. в произведениях живописцев, графиков, фотографов. Большая часть экспонатов публике неизвестна. Ядро этой экспозиции – личное собрание известного искусствоведа, теоретика «ленинградской школы», автора многих трудов по искусству ХХ века - Бориса Давыдовича Суриса (1923 – 1991).
Серия блокадных рисунков Соломона Юдовина демонстрируется впервые. Камерные по форме, они поразительны по силе художественного воздействия. Минимум средств – максимум выразительности, - вот мера, по которой можно судить о достоинствах этих произведений. Белое пространство листа Юдовина говорит о многом: о голодном морозе постепенно пустеющего ленинградского пейзажа, о неминуемой гибели граждан великого города. Фигуры людей напоминают миражи в пустыне, они отчаялись найти помощь ближнего в бескрайнем пространстве площади Урицкого (ныне – Дворцовой).
Произведения Ушакова, Сулимо-Самуйлло, Верейского, Митрохина, Власова и Каплана – известных ленинградских графиков – исполнены драматизма. Улица Митрохина – странное «гофманианство», при этом сложно не заметить на дальнем плане фигуру бойца, казалось бы, не основного персонажа композиции. Власовский партизан – на самом деле отрок, впервые взявший в руки автомат, - война ставит нам иные критерии взросления. Блокадное окно Верейского – это образ, поднимающийся до метафоры: пространство, запертое крестовинами проклеек, - как это немыслимо для долгого чуткого взгляда. Ушаковские ребята – родимые пятна войны, дым над руинами Москвы Сулимо—Самуйлло, возможно поглотившего неведомые жертвы, - все это знаки и отметины тяжких военных годин. Обозы Каплана – жуткая хроника войны, даже вдалеке от фронта. Все это написано на пике возможностей и с предельной искренностью.
Серия плакатов Чеботарева представляет значительный интерес. На первый взгляд – это «агитка» на злобу дня. Однако ее внутреннее содержание намного сложнее. Она создана в период от первых недель войны, когда мастера культуры активно включались в процесс осмеяния, как казалось, скороспелых гитлеровских притязаний, до октябрьских, 1941года, московских судорог, когда город погружался в хаос и предистеричное состояние в ожидании неминуемой сдачи врагу. Чеботаревым избран сатирический дискурс: образы Гитлера и Геббельса низведены до уровня заурядной, почти цирковой, клоунады. Художник обращается к практике экспрессионизма - порождению немецкого искусства, объявленного тем же Геббельсом «дегенеративным». Эти плакаты так и не были объявлены в тираж, их условный пароль, возможно, был тогда недостаточно адекватен.
Фотография военных лет – тема особая. На выставке представлены винтажи настоящих мастеров: Б.Смирнова, Г. Зельмы, Б. Кудоярова, С. Раскина, Д.Чернова, Л. Великжанина. Борис Кудояров стал широко известен своей серией блокадных ленинградских сюжетов, - эти редкие фотографии небольшого формата обладают немалой ценностью, несут в себе зерно художественного документализма. Военные фотохроникеры часто не подписывали свои сюжеты, именно потому для нас одинаково важен как снимок известного мастера Л. Великжанина, отснявшего взорванный мост под Наро-Фоминском, так и фото неведомого корреспондента, зафиксировавшего панораму разрушенного и безлюдного Сталинграда 1943 г.
Военный плакат – фактор поднятия духа в войсках и инструмент воздействия на граждан. В Ленинграде эта роль была отведена сообществу художников «Боевой карандаш». Эти плакаты можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. На выставке представлены чудом сохранившиеся экземпляры (аналоги хранятся в ГРМ и РНБ). Другие плакаты, созданные крупными мастерами, такими как В. Лебедев, Кукрыниксы, созданы в самые первые дни войны, один из них датирован 24 июня 1941 г. - он вышел в печать во вторник после воскресного вторжения гитлеровских войск. Блокадная серия автолитографий А.Пахомова экспонировалась на знаменитой выставке ленинградских художников в Москве в 1941 г. Эти листы стали символом несломленного мужества ленинградцев.
В рамках выставки пройдет презентация книги военных мемуаров Б.Д. Суриса «Фронтовой дневник», подготовленной издательством «Центрполиграф». Написанная честно и увлекательно, она поведает о буднях войны. Борис Сурис, впоследствии известный историк искусств, служил в войсках военным переводчиком, его повествование отличается правдивостью, а также искренним, талантливым изложением хроники военных действий.