ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Москва, Козицкий переулок, д.5
Платформа ZOOMв режиме online
Сектор Классического искусство Запада
Научная конференция
IXЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Е.И. РОТЕНБЕРГА (1920 – 2011)
КЛАССИЦИЗМ И КЛАССИЦИЗМЫ
К 200-летию со дня смерти Антонио Кановы (1757–1822)
13 декабря 2022 года, вторник
Выдающегося итальянского скульптора неоклассицизма Антонио Кановусовременники окрестили «Вторым Фидием», сравнивая его работы с шедеврами лучших мастеров Древней Греции. Красота форм и пропорций, природная грация, естественность и свобода движений, одухотворенность материи и связь с натурой создавали идеальный образ красоты, востребованныйвкусом времени.Деятельность Кановыне ограничивалась скульптурой, живописью, рисунком.Он принимал активное участие в формировании художественной политики тех лет, был назначен папой Пием VIIглавным смотрителем памятников в Ватикане, занимал пост директора Академии святого Луки в Риме, был президентом папской Римской археологической академии, после падения Наполеона, заказы которого выполнял, работал над возвращением в Рим увезенных из Италии во Францию художественных ценностей, создал музей для гипсовых моделей собственных скульптур в родном городке Поссаньо.
«Личность, помогающая понять духовные стремления эпохи»‒так охарактеризовалКанову Стендаль, подчеркнув его значимость для европейской культуры рубежа XVIII–XIX веков, когда искусство, вдохновленное открытиями в области археологии(раскопки Геркуланума, Помпей, Стабий), переживаловолну интереса к античности и переход от державного классицизмаXVII века, светоносного барокко и прихотливого камерногорококо века XVIII-го‒к новым формамклассицистического образа в целом ряде его последовательных эволюционных стадий (неогрек, неоклассицизм, революционный классицизм, ампир). На фоне больших исторических потрясений (Французская революция, Наполеоновские войны), принесших с собой проявления крайней жестокости, обесценивания человеческой жизни и вместе с тем невиданной ранее героики и стойкости перед лицом невзгод и самой смерти в искусстве вновь пробудились интерес к образам античной классики и жажда свободной от рокайльной игривости, высокой, светлой, живойкрасоты.
Настоящая конференция – это возможность обратиться не только к вопросам, связанным с академическими исследованиями творчества самого Антонио Кановыи его влияния на художественную культуру академизма, но и к более широким проблемам западноевропейского искусстварубежа XVIII–XIX веков от веймарского классицизма Гете и Шиллера, до романтизма Байрона и Шелли, последних отзвуков бельканто у Беллини и Россини до Бетховена, ключевой фигуры между классицизмом и романтизмом.
Круг тем и вопросов для конференции:
- Европейская культура конца XVIII ‒ начала XIX веков: традиции, поиски, перспективы
- Периоды творчества Антонио Кановы, характеристика стиля
- Антонио Канова и его работы для Наполеона Бонапарта
- Мемориальная пластика Антонио Кановы
- Рисунки Антонио Кановы и европейская традиция
- Антонио Канова, художественная политика эпохи и Римская Академия
- Роль Антонио Кановыв развитии европейской академической скульптуры
- Коллекции скульптур и гипсовых моделей Кановы, их изучение и оценка
- Антонио Канова как объект исследования в искусствоведческой науке XIX–XXвеков
- Эпистолярное наследие Кановы.Дневники и письма
- Ампир и имперский миф в эпоху Просвещения. Особенности стиля, локальные школы в изобразительном искусстве и архитектуре Европы
- Палладианство в Англии. Братья Адам и их стиль
- Классика Камерона в Англии и России
- Раскопки в Помпеях и Геркулануме как источник вдохновения и подражания идеалам древности
- Классика в скульптуре Фальконе, Гудона, Шадова, Торвальдсена
- Классика в живописи Вьена, Давида, Жерара, А. Кауфман, Флаксмана
- Роль классической традиции и зарождение романтизма
- Классические темы в искусстве Блейка и Фюсли
- Неоклассицизм XVIII века и прикладное искусство Европы и России
- Русский живописный портрет конца XVIII века
- Театр Витторио Альфьери
- Франсуа Жозеф Тальма и Луи Жак Давид: возрождение античности на французской сцене
- Возрождение классицизма на немецкой сцене: драмы Гёте и Шиллера в Веймарском придворном театре
- Эстетика веймарского классицизма
- Античное искусство как воплощение гуманистического идеала на драматической сцене
- И.-В. Гёте. «Правила для актеров»: соединение опыта классицистской сцены с идеалами античного искусства
- Становление европейского актерского искусства: от классицизма к романтизму
- Декорационное искусство драматической сцены в преддверии романтизма
- Театр Комеди Франсез в канун эпохи романтизма
- Венская классическая школа и творческая деятельность позднего Гайдна и Моцарта
- Бетховен как последний классик венской школы
- Античность и ампир в музыкальной культуре начала XIX века
- Классическая традиция и развитие национально-романтической школы в музыке Германии и Австрии
Темы докладов на конференции не ограничиваются вышеуказанными вопросами.
Регламент докладов ‒ до 20 минут.
Конференция пройдет в очно-заочном формате
Заявкипринимаются до 4 декабря 2022.
В заявке просьба указать – ФИО, место работы/учебы (для аспирантов), контактный телефон, тему и коротко осветить основную проблематику выступления.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.
Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны.
Электронный адрес для заявок– Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Координатор конференции Евгения ВячеславовнаШидловская, старший научный сотрудник Сектора Классического искусства Запада ГИИ
Тел. +7 916 168–3329