
Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства. Теоретические основы. – М.: AVRORA, 2022 – 368 с., илл.
ISBN 978-5-9904679-3-4
Книга посвящена изучению частных коллекций разных национальных школ в исторической ретроспективе и теоретическому осмыслению вопросов коллекционирования. В исследовании проведён комплексный анализ частных коллекций произведений изобразительного искусства, которые рассматриваются автором как взаимосвязанные целостные системы и совокупности произведений, сложные художественные комплексы, интегрированные в историю мировой культуры. Через анализ частных коллекций, сформированных носителем определённой культурной традиции и представителем конкретной исторической эпохи, становится возможным проследить эволюцию и закономерности многих художественных процессов. Частные коллекции объединили виды искусства, обогатили и насытили культурную ткань.
Изучение форм и состава коллекций позволяет проанализировать во всём многообразии грани художественных явлений соответствующего периода истории искусства и составить общую полифоничную картину вариаций стилистических направлений. Анализ частных коллекций, как целостных художественных систем, представленный в исторической ретроспективе в контексте художественной жизни, позволяет увидеть историю искусства в новом ракурсе – через совокупности произведений коллекций. В ходе исследования прослежена эволюция коллекционирования, проведена систематизация коллекций и составлена их типология, изучена иконология коллекций, выявлены общие и характерные черты, структурные особенности коллекций, предпосылки и закономерности их формирования, бытования и трансформации, тенденции развития, составлена методология к методологии формирования собраний. Частные коллекции сохраняют выявленные и невыявленные памятники искусства и культуры. Процесс создания коллекций имеет национальные особенности и интернациональную общность. Изучение частных коллекций позволяет сохранять ценные исторические факты и аутентичные художественные образы эпох. Частные коллекции выступают живыми парадигмами культур и по праву представляют объект культурного наследия.
Содержание
| Введение | 9 |
Глава I. |
|
| Коллекция – цивилизационный феномен эпохи | 20 |
| Коллекции произведений искусства к вопросу анализа феномена | 20 |
| Коллекция – синтез видов искусства | 26 |
| Коллекция и коллекционирование | 36 |
| Иконология коллекций произведений искусства | 39 |
| Историко-типологическая характеристика коллекций | 51 |
| История формирования коллекций | 82 |
| Глава II. |
|
| Международный контекст феномена коллекционирования | 93 |
| Опыт изучения коллекций произведений искусства | 93 |
| Итальянские коллекции | 97 |
| Французские коллекции | 120 |
| Русские коллекции | 134 |
| Глава III. |
| Методология и опыт составления коллекций произведений искусства | 189 |
| Общие аспекты | 189 |
| Знаточество и экспертиза | 196 |
| Составление коллекции | 198 |
| Материальная ценность материальных свидетельств истории | 204 |
| Жизнь коллекции и коллекционера | 208 |
| Методология формирования коллекций | 216 |
| Заключение | 219 |
Приобрести книгу можно здесь:
Автор: Анастасия Владимировна Лиховцева - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС.
