Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства. Теоретические основы. – М.: AVRORA, 2022 – 368 с., илл.
ISBN 978-5-9904679-3-4
Книга посвящена изучению частных коллекций разных национальных школ в исторической ретроспективе и теоретическому осмыслению вопросов коллекционирования. В исследовании проведён комплексный анализ частных коллекций произведений изобразительного искусства, которые рассматриваются автором как взаимосвязанные целостные системы и совокупности произведений, сложные художественные комплексы, интегрированные в историю мировой культуры. Через анализ частных коллекций, сформированных носителем определённой культурной традиции и представителем конкретной исторической эпохи, становится возможным проследить эволюцию и закономерности многих художественных процессов. Частные коллекции объединили виды искусства, обогатили и насытили культурную ткань.
Изучение форм и состава коллекций позволяет проанализировать во всём многообразии грани художественных явлений соответствующего периода истории искусства и составить общую полифоничную картину вариаций стилистических направлений. Анализ частных коллекций, как целостных художественных систем, представленный в исторической ретроспективе в контексте художественной жизни, позволяет увидеть историю искусства в новом ракурсе – через совокупности произведений коллекций. В ходе исследования прослежена эволюция коллекционирования, проведена систематизация коллекций и составлена их типология, изучена иконология коллекций, выявлены общие и характерные черты, структурные особенности коллекций, предпосылки и закономерности их формирования, бытования и трансформации, тенденции развития, составлена методология к методологии формирования собраний. Частные коллекции сохраняют выявленные и невыявленные памятники искусства и культуры. Процесс создания коллекций имеет национальные особенности и интернациональную общность. Изучение частных коллекций позволяет сохранять ценные исторические факты и аутентичные художественные образы эпох. Частные коллекции выступают живыми парадигмами культур и по праву представляют объект культурного наследия.
Содержание
Введение | 9 |
Глава I. |
|
Коллекция – цивилизационный феномен эпохи | 20 |
Коллекции произведений искусства к вопросу анализа феномена | 20 |
Коллекция – синтез видов искусства | 26 |
Коллекция и коллекционирование | 36 |
Иконология коллекций произведений искусства | 39 |
Историко-типологическая характеристика коллекций | 51 |
История формирования коллекций | 82 |
Глава II. |
|
Международный контекст феномена коллекционирования | 93 |
Опыт изучения коллекций произведений искусства | 93 |
Итальянские коллекции | 97 |
Французские коллекции | 120 |
Русские коллекции | 134 |
Глава III. |
Методология и опыт составления коллекций произведений искусства | 189 |
Общие аспекты | 189 |
Знаточество и экспертиза | 196 |
Составление коллекции | 198 |
Материальная ценность материальных свидетельств истории | 204 |
Жизнь коллекции и коллекционера | 208 |
Методология формирования коллекций | 216 |
Заключение | 219 |
Приобрести книгу можно здесь:
Автор: Анастасия Владимировна Лиховцева - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС.