Аннотация
Книга представляет широкую панораму современного исламского культового зодчества на четырех континентах мира. Преимущественное внимание уделяется «отечественному» опыту (в широких границах проживания мусульманских народов, состовлявших в прошлом колониальный мир Российской империи) – мечетям, сооруженным в Новое и Новейшее время (с конца XVIII до начала XXI вв.) в Волго-Уральском регионе, в Крыму, на Северном Кавказе, в Закавказье, в Средней Азии, на европейской территории России, в Сибири, в странах, ставших родиной литовских татар (в Белоруссии, Литве, Польше), в Финляндии. Этот «отечественный» опыт сопоставлен с процессами развития современной исламской архитектуры в Западной, Центральной и Юго-Восточной Европе, в азиатском мусульманском «поясе Сахары», в Африке, в Северной и Латинской Америке. Прослеживаются пути формирования «национального стиля», региональных особенностей современной исламской архитектуры, развивающейся в опоре на собственные, местные традиции и под влияниями извне, в тесной связи с общими тенденциями глобализации художественной культуры, с разработкой модернистских и постмодернистских архитектурных концепций. Рассматривая мечеть как «зеркало ислама» (по выражению Роже Гароди Mosquée, miroir de l’Islam), автор обращает пристальное внимание на те формы декора и основы пространственной композиции сооружения и его важнейших частей (минарет, портал, молельный зал, купол, михрабная ниша, минбар, маафиль), которые, кроме очевидного, имеют важнейший в эстетике ислама тайный (батин) смысл, и кроме практического назначения, – иносказательное, символико-метафорическое значение. Выбранные – из огромного множества – в качестве примеров и выделенные крупным планом мечети, созданные в Новое и Новейшее время, являются прежде всего предметом искусствоведческого анализа, рассматриваются как явления искусства – большого современного профессионального искусства – “grand’art”, богатого и живого народного творчества или «антиискусства», в поле которого оказываются примитивы, суррогаты, эклектические комбинации, убогие «мечетей на задворках» („Hinterhofmoscheen“), далекие от художественного совершентсва артефакты. Исследуются развитие творческих замыслов, характер сопутствующих проектированию мечетей авторских деклараций, и имена архитекторов и художников-дизайнеров, причастных к сооружению современных мечетей (упоминается около 300, 247 из них включены вместе с краткими биографическими справками в завершающий книгу Словарь известных художников и архитекторов, проектировавших, строивших и украшавших мечети Новейшего времени) не оставляют анонимными эти произведения современной архитектуры. Таким образом, книга, являясь прежде всего искусствоведческим исследованием, восполняет существенный пробел в российском и мировом искусствознании исламоведческого направления, до сих пор занимавшемся, главным образом, классическим наследием исламской архитектуры, позволяет дополнить всемирную историю искусств важнейшими разделами, относящимися к сооружению и декоративному оформлению мечетей последних двух столетий, в том числе созданных совсем недавно и еще не завершенных, находящихся в фазе строительства и проектирования. Однако, история искусства в этом исследовании тесно переплетается с проблемами политического и социального устройства исламского мира, с миграционными процессами, с перспективами так называемого «исламского возрождения», с задачами национально-осовободительных движений в бывших колониях, с организацией религиозной жизни мусульман (в частности, с историей муфтиятов в России, с деятельностью инициативных групп – “Moscheenvereine” – турецких «гастарбайтеров» в Германии), с политикой государств, содействующих или, напротив, препятствующих сооружению современных мечетей. Этот социально-политический контекст, особенно сильно выявленный в развернутых очерках, посвященных положению мусульман в Российской Федерации, в Украине, Белоруссии, Литве, Польше, в Западной Европе, на Балканах, а также в разделах, включающих анализ государственных программ сооружения мечетей в мусульманских регионах и странах, вводит данную книгу в научную сферу смежных с искусствознанием и даже далеких от «чистого» искусствознания гуманитарных наук, занимающихся исследованием современного исламского общества. Значительная часть включенных в книгу материалов, имеющих непосредственное отношение к мечетям и к событиям, разворачивающимся вокруг их строительства, собрана автором в ходе полевых исследований, проведенных в Татарстане, Башкортостане, в Крыму, в Азербайджане, в Турции, на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Германии, в Тунисе и в других странах, и публикуется впервые. Одна треть иллюстраций (91 из 272), составляющих зрительный ряд данной монографии, является авторской фотосъемкой, произведенной в местах сооружения и функционирования современных мечетей.
e-mail:
Содержание
Введение. Мечеть как зеркало ислама: некоторые теоретические и практические аспекты
изу чения современных мечетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Дом Бога или Дом человека? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Мечеть – наш общий дом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Мечеть – весь мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 18
Практическое назначение и символико-метафорические смыслы основных
архитектурных компонентов мечети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Национальные и региональные школы исламского культового зодчества в
исторической ретроспективе и в контексте процессов современной глобализации. . . 43
К вопросу об «исламском Возрождении» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Историографический контекст: Нынешнее состояние исследований современных
мечетей. Источникова я база: Авторские полевые исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Глава I. Современные мечети в Европе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
67 |
Мечети Северо-Восточной Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
70 |
Мечети Идель-Урала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
72 |
Мечети на европейской территории России (за границами Волго-Уральского
и Северо-Кавказского мусульманских регионов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Мечети литовских татар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .116
Татарска я мечеть в Финл яндии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Мечети в мусульманских регионах Юго-Восточной Европы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Северный Кавказ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Ногайска я степь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Крым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Балканы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 193
Кипр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 201
Мечети в Западной Европе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Глава II. Современные мечети Азиатского мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Развитие исламской сакральной архитектуры Турции в Новое и Новейшее время . .262
Современные мечети арабских азиатских стран (на примерах Ирака, Кувейта,
Иордании, Катара, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов) . . . . . .276
Несколько штрихов к истории сакрального зодчества шиитского Ирана
(X X–XXI века). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 297
На границе Европы и Азии: культовое зодчество Азербайджана. . . . . . . . . . . . . . . .. 301
Новые мечети в независимых государствах Средней Азии (на примерах Туркменистана
и Казахстана) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Новейшие мечети Пакистана и Бангладеш. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Современна я исламска я архитектура Юго-Восточной Азии: избранные примеры . 337
Мечети сибирских татар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Глава III. Современные мечети Африканского континента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
Египет – Ливия – Судан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
Тунис – Ал жир – Марокко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Мечети в исламском поясе «черной Африки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .371
Мечети в Южно-Африканской республике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..376
Глава IV. Современные мечети в Северной и в Латинской Америке . . . . . . . . . . . . . . . 379
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .393
К вопросу о типологии современных мечетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Мечеть в урбанистическом пространстве современного города и в природном
окружении сельской местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
Диалектика новаторского и традиционного начала в современном
исламском культовом зодчестве; мечеть как архаический пласт культуры
и как явление модернизма и постмодернизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .......407
Словарь известных архитекторов и художников, проектировавших, строивших
и украшавших мечети Новейшего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .415
Словарь терминов исламской религии, культового зодчества и искусства. . . . . . . . . . ..435
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
Список иллюстраций с указанием их источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .465
Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477