Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение

Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение.
Алматы: Білім, 2011. – 395 с., табл., резюме на рус., англ., каз. Языках.
РЕЗЮМЕ
Вышла в свет монография «Педагогическое искусствоведение» Золотаревой Ларисы Романовны, члена Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», члена Казахстанской Национальной Федерации Клубов ЮНЕСКО, члена Союза художников Казахстана, профессора кафедры изобразительного искусства и дизайна Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова (Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение. – Алматы: Білім, 2011. – 395 с., табл., резюме на рус., англ., каз. языках.).
Монография «Педагогическое искусствоведение» является первым научным изданием в художественном образовании Казахстана и стран СНГ, отражающим художественно-педагогическое видение учёного-исследователя. Дополняет своим содержанием научные и учебные труды автора «История искусств. Художественная картина мира» (1996), «История искусств Казахстана» (2000), «Психология художественного творчества» (2001), «Курсовые и дипломные работы по теории и истории художественной культуры» (2005), «Музееведение» (2007), «Описание и анализ произведения искусства» (2009), способствуя формированию полихудожественной культуры специалиста художественно-эстетического профиля.
Актуальность монографического исследования «Педагогическое искусствоведение» обусловлена приоритетностью проблемы художественной педагогики.
Целесообразность издания монографии «Педагогическое искусствоведение» вызвана тем, что к 2020 году школы Казахстана перейдут на 12-летнюю модель обучения. Для 12-летней системы обучения в настоящее время разрабатываются проекты программ по художественной культуре Казахстана (9–10 классы), мировой художественной культуре (11–12 классы). Выпускники профессионально-художественных, художественно-графических факультетов должны быть подготовлены к преподаванию полихудожественных курсов. Они должны знать историю и теорию эстетической педагогики, художественного образования, проблемы педагогического искусствоведения и педагогики искусства в Казахстане, странах ближнего и дальнего зарубежья, насыщенную богатейшим опытом Российскую школу педагогики искусства. Таким образом, написание монографии «Педагогическое искусствоведение» отвечает современным проблемам художественно-педагогического образования в большом культурном пространстве. Книга инновационна и оригинальна по своему содержанию, не имеет аналога в образовательной системе Казахстана и стран СНГ.
Как ученый-исследователь, пройдя научную школу Научно-исследова¬тельского института художественного воспитания АПН РФ (ныне Учреждения РАО «Институт художественного образования»), автор развивает идеи педагогического искусствоведения, педагогики искусства, которые остаются в казахстанской педагогической науке малоизученными и перспективными для исследований.
Книга содержит введение, девять разделов, заключение, приложения, список литературы, библиографию, резюме (на казахском, русском, английском языках).
Во введении обоснована актуальность проблемы в соответствии с современными требованиями к художественно-педагогическому образованию и подготовке бакалавров образования в области изобразительного искусства, представлен научный аппарат исследования.
В теоретическом разделе «Педагогическое искусствоведение — междисциплинарная область гуманитарного знания» даётся определение понятия «искусствознание» («искусствоведение»), рассматриваются основные историко-теоретические аспекты эволюции искусствознания; акцентируется центральная проблема казахстанского искусствоведения — исследование этнокультурных традиций в современном искусстве Казахстана. На основе системно-синергетического подхода как методологии исследования выявляется сущность феномена «педагогическое искусствоведение» и научные принципы его обоснования — понятия, впервые введеного Б.М.Бим-Бадом в педагогическую антропологию, включающую различные междисциплинарные области знания; проблемное поле и предмет педагогического искусствоведения — междисциплинарной области гуманитарного знания, органически взаимосвязанного с искусствознанием, искусствоведческим и художественным образованием, антропологической и эстетической педагогикой, с педагогикой искусства; определена методологическая роль педагогической антропологии.
В следующем разделе «Идеи эстетического воспитания, или эстетической педагогики, и их влияние на развитие художественно-педагогической мысли» обсуждаются идеи эстетического воспитания в философии, эстетике и педагогике от античности до XIX века, концепции современного эстетического воспитания как ценностно-ориентированной педагогики, эстетический аспект педагогической деятельности.
Основополагающее значение имеет третий раздел «Предпосылки педагогики искусства в истории художественного образования», где анализируются достижения художественного образования в историческом аспекте: античности, Возрождения, академической системы художественного образования в Европе и России в XVI–XIX веках; прослеживается формирование искусствоведческого образования как специальной отрасли научно-художественного знания.
Автор подчёркивает, что в становлении педагогики искусства, педагогического искусствоведения XX века ведущее место занимает Российская школа: от идей А.В.Бакушинского до изысканий учёных Учреждения РАО «Институт художественного образования», где в настоящее время разрабатывается научно-педагогическая проблема «Педагогика искусства как новое направление культуросообразного образования» («Российская школа педагогического искусствоведения и педагогики искусства ХХ века»). Осмысливается опыт дальнего зарубежья в области педагогического искусствоведения и педагогики искусства (США, Англии, Франции, Германии, Японии).
В последние десятилетия в системе образования в Республике Казахстан произошли существенные изменения: художественно-педагогическое образование, интегрируя достижения европейского и казахстанского образования, основано главным образом на этнокультурных традициях. Поэтому особую значимость имеет раздел «Педагогическое искусствоведение и педагогика искусства в Казахстане», где обсуждаются вопросы становления и развития художественного образования в Казахстане, основные тенденции этнокультурного, этнохудожественного образования, даётся анализ художественно-педагогических идей ведущих казахстанских учёных, образовательных программ и учебных изданий по художественной культуре Казахстана.
Проблемным полем научного изыскания является педагогическое искусствоведение как полихудожественное явление, сопрягающее в себе элементы искусствоведческо-образовательной практики и художественно-творческой деятельности. В связи с этим анализируется взаимосвязь и интеграция искусств как искусствоведческо-педагогическая проблема, определяются принципы и признаки взаимосвязи искусств и их реализация в содержании альтернативной программы по мировой художественной культуре («Полихудожественность в содержании педагогического искусствоведения»).
Формированию восприятия посвящен раздел «Художественное восприятие как фактор педагогического искусствоведения», в котором рассматриваются природа, структура и типы восприятия; художественное восприятие как процесс; творческий характер восприятия; развитие художественного восприятия и творчества на примере аналогий между произведениями изобразительного и музыкального искусства.
Педагогическое искусствоведение понимается как искусство педагогики, то есть как интерактивный педагогический инструментарий («Педагогическое искусствоведение — искусство педагогики»). Разнообразные авторские интерактивные технологии фиксируют ключевые теоретические идеи и концепции. Описывается научно-исследовательская работа по педагогическому искусствоведению и педагогике искусства, исследовательские и творческие проекты по дисциплинам эстетико-искусствоведческого цикла, исследования по художественному восприятию и творчеству, музейной педагогике. Разработаны показатели искусствоведческой и педагогической подготовленности бакалавра образования в области изобразительного искусства в контексте педагогического искусствоведения.
В приложении представлен материал, использованный в ходе исследования: опросные листы по внедрению спецкурса «Педагогическое искусствоведение» в учебный план по специальности «Изобразительное искусство и черчение» профессионально-художественного факультета Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова; «Оценка уровня педагогической подготовленности будущего бакалавра образования в области изобразительного искусства к использованию взаимосвязи и интеграции искусств на занятиях художественно-эстетического цикла в школе», авторская программа спецкурса «Педагогическое искусствоведение», таблицы и др.
Книга предназначена для специалистов в области художественного, художественно-педагогического и искусствоведческого образования, докторантов, аспирантов, магистрантов, педагогов-исследователей вузов, колледжей, гимназий.

SUMMARY
The monograph «Pedagogical art studies» is the first scientific edition in the artistic education of Kazakhstan and countries of CIS, reflecting the artistic-pedagogical view of a scientist-researcher. It expands author’s scientific and educational works by content: «Art History. Artistic World View» (1996), «Arts History of Kazakhstan» (2000), «Psychology of Artistic Culture History» (2001), «Course and Diploma works in Theory and History of Artistic Culture» (2005), «Museology» (2007), «Description and analysis of works of art» (2009), contributing to the formation of polyartistic culture of the Specialist of artistic and aesthetic profile.
The urgency of monographic research «Pedagogic Art Studies» is called forth the priority of problems of Artistic Pedagogics.
The expediency of monograph edition «Pedagogic Art Studies» is due to the fact that the schools of Kazakhstan will have turned to 12-year model of education till 2020.
At present time the program projects in Artistic Culture of Kazakhstan (9–10 grades), World Artistic Culture (11–12 grades) is being developed for 12-year system of education. The graduates of professional-artistic, artistic-graphical faculties should be prepared for the teaching of polyartistic courses. They should know History and Theory of Aesthetic Pedagogics, Artistic Education, Problems of Pedagogic Art Studies and Art Pedagogics in Kazakhstan, countries the former Soviet republics and countries outside the former Soviet Union, saturated with the great experience of Russian School of Art Pedagogics. Thus, the writing of «Pedagogical art studies» monograph, meets to modern problems of artistic-pedagogic education in the big cultural area. The book is innovative and original by its content and it does not have analogs in the educational system of Kazakhstan and countries of CIS.
As scientist-researcher, passed the scientific school of Scientific-Research Institute of the artistic education in Academy of Pedagogic Sciences (now Institution of RAE «Institute of Artistic Education»), the author develops ideas of Pedagogic Art Studies, Art Pedagogics, which remains by-way and perspective in Kazakhstan pedagogic science for researches.
The book has introduction, nine sections, conclusion, appendices, bibliography, and summary (in Kazakh, Russian, and English).
In Introduction the problem urgency in accordance with the modern requirements for artistic-pedagogic education and preparation of Bachelors of Fine Arts is substantiated and the scientific apparatus of research is presented.
In theoretic section «Pedagogic Art Studies — interdisciplinary field of humanitarian knowledge» the definition of «Art Studies» term is given, the basic historical and theoretical aspects of Art Studies evolution is considered, the central problem of Kazakhstan Art Studies is accentuated — research of ethnocultural traditions in modern art of Kazakhstan. Based on system-synergetic approach as methodology of research the nature of «Pedagogic Art Studies» phenomenon and scientific principles of its grounds — terms, first introduced by B.M. Bim-Bad in Pedagogic Anthropology, including different interdisciplinary fields of knowledge, problem field and subject of Pedagogic Art Studies — interdisciplinary field of humanitarian knowledge, organically interconnected with Art Studies and artistic education, Anthropological and Aesthetic Pedagogics, Art Pedagogics, methodological role of Pedagogic Anthropology is revealed.
In next section «Ideas of Aesthetic Pedagogics, or Education and their influence for development of artistic-pedagogic ideas» the ideas of aesthetic education in the Philosophy, Aesthetics and Pedagogics from Antiquity till XIX century, conception of modern aesthetic education as value-orientated pedagogics, aesthetic aspect of pedagogic activity are being discussed.
The basic meaning has the third section «Presuppositions of Art Pedagogics in History of Art Education», where the achievements of artistic education in historical aspect, is analyzed: Antiquity, Renaissance, academic systems of artistic education in Europe and Russian in XVI-XIX centuries, the formation of Art Studies Education is observed as special branch of scientific-artistic knowledge.
The author emphasizes that the making of Art Pedagogics, Pedagogic Art Studies of XX century the leading place the Russian School is filled: from ideas of A.B.Bakushinskiy till the investigations of scientists from Institute of Artistic Education (RAE), where at present time the scientific-pedagogic problem «Pedagogics of Art as new direction of culture-orientated education» is being developed. The experience of countries outside the former Soviet Union in the field of Pedagogic Art Studies, Art Pedagogic in USA, England, France, Germany and Japan is cleared up.
In succeeding decades the important changes in the Republic of Kazakhstan have been occurred: artistic-pedagogic education, integrating the achievements of European and Kazakhstan education basically based on the ethnocultural traditions. Therefore, the material special significance «Pedagogic Art Studies and Art Pedagogics in Kazakhstan», where the questions of making and development of artistic education in Kazakhstan, basic tendencies of ethnocultural and ethnoartistic are being discussed, analysis of artistic-pedagogic ideas of leading Kazakhstan scientists, educational programs and editions in artistic culture of Kazakhstan is given.
The problem field of scientific investigation is Pedagogic Art Studies as polyartistic appearance, connecting the elements of art studies and educational practice and artistic-creative activity in itself. As a result, correlation and integration of arts as Art Studies and pedagogic problem is analyzed, the principles and features of art interconnections and their realization in the content of alternative program in world artistic culture are observed («Polyart in the content of Pedagogic Art Studies»)
The section «Artistic education as factor of Pedagogic Art Studies» is devoted to the formation of perception, in which the nature, structures and types of perception, art education as process; creative character of perception; development of art education and creation by the example of analogies between fine and musical works of art.
Pedagogic Art Studies is realized as art of Pedagogics, i.e. as interactive pedagogic tools («Pedagogic Art Studies — art of Pedagogics»). Various author interactive technologies fix key theoretical ideas and conceptions. Scientific-research work in Pedagogic Art Studies and art of Pedagogics, research and creative projects in disciplines of aesthetical and art studies cycle; researches in artistic education and creation, Museum Pedagogics are described. The criteria of Art Studies and pedagogic readiness of Bachelors of Fine Arts in the context of Pedagogic Art Studies have been developed.
In the appendix the material used in the course of research: questionnaires in introduction of special course «Pedagogic Art Studies» in the curriculum for specialty «Fine Arts and Drawing» of professional-artistic faculty of Karaganda Stated University named after E.A. Buketov is presented; «Estimate of pedagogic readiness level of future Bachelor of Fine Arts for usage of interaction and integration of arts in the classes of artistic-aesthetical cycle in the school», author program of special course «Pedagogic Art Studies», tables and etc.
The book is intended for specialists in the field of artistic, artistic-pedagogic and art studies education, person working for doctor's degree, graduate students, undergraduates, and pedagogue-researchers of institution of higher education, colleges and High Schools.