Г.Г.Поспелов, Е.А.Илюхина «Михаил Ларионов». Живопись, графика, театр.
Государственный институт искусствознания,
Государственная Третьяковская Галерея,
издательство «Галарт»,
издательство «RA» (русский авангард)
Государственная Третьяковская Галерея,
издательство «Галарт»,
издательство «RA» (русский авангард)
Монография о Михаиле Федоровиче Ларионове (1881-1964) написана известными специалистами по его творчеству: доктором искусствоведения Глебом Геннадиевичем Поспеловым и старшим сотрудником ГТГ Евгенией Анатольевной Илюхиной. Наследие этого выдающегося художника никогда еще не было так подробно исследовано.
В предисловии авторы с полным правом пишут: «Михаил Ларионов – один из крупнейших живописцев ХХ века. Его имя из первой десятки имен в европейском искусстве миновавшей эпохи. В пределах русского искусства Ларионов в ряду таких фигур, как Малевич, Кандинский, Шагал, определивших величину и своеобразие художественного вклада России в мировую культуру». И далее: «Сегодня, по прошествии катастрофического ХХ века, изумляет уникальность его мироощущения и более всего «умение распорядиться светом» не только на поверхности картин, но и во всей воссоздаваемой им картине мира».
В 1912-1915 годах Ларионов разрабатывает так называемый «лучизм». «Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, … выделенные волей художника» - так писал Ларионов в манифесте «Лучисты и будущники». Лучизма повлиял на многих художников (в том числе на В.Е. Татлина). Ряд исследователей считают его одним из ранних опытов абстрактного искусства.
В 1915 году он вместе с женой художником Н.С.Гончаровой покинул Россию и с тех пор его жизнь и судьба были связаны с Францией. Первое время художники были заняты театральными проектами в антрепризе С.П.Дягилева. Общение с ним, а также с хореографами Л.М.Мясиным и М.М.Фокиным, танцовщиками Б.Ф.Нежинским и С.П.Лафарем, художником Л.С.Бакстом и другими выдающимися деятелями Русских сезонов сыграло определяющую роль.
Особый интерес в книге представляют впервые публикуемые воспоминания, письма, заметки и статьи Ларионова, посвященные его деятельности в 1920-1940-е годы.
Авторы прослеживают «эволюцию Михаила Ларионова как станковиста и театрального декоратора в окружении московской или парижской художественной среды» на фоне перипетий европейского и русского искусства первой трети ХХ века.
В книге-альбоме более 270 репродукций произведений художника, а также серия уникальных фотографий.
Информация подготовлена М.Терехович