«Александр Древин (1889 – 1938). Живопись, графика»
Автор-составитель В.В.Стародубова
Издательство «Галарт»,
издательство «RA» (Русский авангард)»
Автор книги-альбома доктор искусствоведения Вероника Стародубова принадлежит к семье художника: она вдова его сына, известного московского скульптора Андрея Древина, памяти которого она и посвятила свой многолетний труд.
Альбом представляет наиболее полную публикацию наследия живописи и графики мастера, хранящегося в различных музеях и частных собраниях. Он насчитывает более 150 репродукций, выполненных на высоком дизайнерском и полиграфическом уровне, среди них уникальные фотографии из семейного архива.
Родившись в Латвии и получив там профессиональное образование, с 1915 года Александр Древин работает в Москве. Он шел через авангардное экспериментирование к стилистически обновленному реализму. Основной сферой его творчества является пейзаж. В поисках ответа на многие вопросы, связанные с творчеством Александра Древина, еще в 1960-1970-х годах Стародубова с мужем и дочерью предприняла путешествие по тем местам, где в свое время работали над картинами Александр Древин и его жена художник Надежда Удальцова. Она побывала в Дмитрове, на Урале (река Чусовая, деревня Усть-Утка), в Горном Алтае, в Армении и других местах.
В журнале «Творчество» за 1934 год (4 номер) А.Д.Древин писал:
«…что может быть для художника более необходимым как чувствовать, что черпаешь силы из двух великих источников: сильная жизнь и сильная природа. … Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства; мне стало ясно, что надо найти какой-то секрет выразительности, как бы в самом артисте должна произойти какая-то работа.
С 1930 года я начал серьезно работать над этой проблемой. Я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезала, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность».
По ложному политическому обвинению Древин был репрессирован и погиб. Долгие годы его имя было под запретом. И, тем не менее, его искусство до сего дня воспринимается художниками как живая традиция московской живописной школы.
«Для меня решающим в искусстве – говорил Древин, является не простое видение, а эмоциональная зарядка от виденного». Эти слова – ключ к пониманию творчества одного из самых талантливых и самобытных живописцев ХХ века.
Информация подготовлена М.Терехович