Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Портрет Н.В. Апчинской (работа Инги Леви) 2012

 

1 июня – день рождения Натальи Вячеславовны Апчинской (1937-2014).


Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член Ассоциации искусствоведов и Московского Союза художников, Грузинского общества Н. Пиросмани, более 35 лет (с 1978) Н.В. Апчинская была научным сотрудником музея искусства народов Востока, Она занималась Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, ездила туда в творческие командировки, добралась до Тувы и до легендарного музея в Нукусе в каракумских песках (помню ее восторженные рассказы об этой коллекции невиданных шедевров), но все же покорена она была Кавказом. Она влюблённо писала статьи о художниках, отбирала их работы для музея, с энтузиазмом делала выставки. Художники отзывались любовью (её имени было достаточно, чтобы мне устроили поездку в дальние монастыри, когда после конференции в Дилижане, весной 1986г, я наведалась в Ереван).

Не только Кавказ, но шире--Восток был в сфере интересов Н.В. Апчинской. За время работы в музее она курировала более 30 разнообразных выставок. По теме: "Русские художники о Востоке", ею написан ряд монографий и статей, посвященных Роберту Фальку, Рувиму Мазелю, Александру Волкову, Евгению Кравченко, Валерию Волкову, Александру Волкову младшему и т.д.

В восточной теме ярко звучала и еврейская нота. Апчинская писала об еврейских надгробьях, устроила в музее эпохальную выставку "Средняя Азия-Москва-Иерусалим в творчестве еврейских художников" (2008). Национальному аспекту в творчестве Шагала она также уделяла большое внимание.

О Шагале она много писала, принимала участие в ежегодних шагаловских чтениях в Витебском музее М. Шагала, он был её любимым художником, в нём, как и в ней, было скрещение разных начал. Свою кандидатскую диссертацию она защитила по творчеству французского скульптора Аристида Майоля, но блестяще знала все французское искусство 18-20 вв., специализируясь на изобразительном искусстве Кавказа, Закавказья и Средней Азии, она держала в поле своих интересов российских художников 20-го века; весь 20 век.

Библиография Н.В. Апчинской приводится (хоть список и весьма не полный) в Википедии и на сайте АИС. Сами же работы частично выложены на персональном сайте Apchinskaya, поддерживаемом её родственниками https://apchinskaya.wordpress.com/  

Дружбой с Наташей (с 70-х годов) я обязана Нине Александровне Дмитриевой, под влиянием работ которой Наташа в значительной мере сформировалась как исследователь широкого кругозора и автор со своим, личным, словом. Но самое главное, конечно же, то, что Наташа была такой же “очарованной душой”, как и Дмитриева

Ниже публикуется (впервые) одно из писем Н. В. Апчинской из домашнего архива Н. А. Дмитриевой написанное под впечатлением первой поездки в Ереван и Тифлис в начале 80-х.

Дорогая Нина Александровна!

Вчера прилетела из Тбилиси и застала Ваше письмо. Надеюсь, Вы еще успеете получить мое.

Я была 5 дней в Ереване, ездила оттуда опять в Гарни и Гегард, а также в довольно далекий монастырь ХП века со средневековыми фресками.

Позже провела неделю в Тбилиси – одну из лучших в моей жизни. Познакомилась с несколькими замечательными людьми, побывала во многих мастерских: там сейчас очень сильные художники (покажу Вам несколько слайдов). Но самое потрясающее – Тифлис. Такие улицы и дома, что с ума можно сойти. Рядом с грузинском собором, где дивное пение, армянская церковь и синагога, около которой бродят еще не уехавшие рыжие дети. В музее большая галерея замечательных средневековых фресок, это была христианская страна! Среди этих фресок есть неожиданные повторения испанских (романских и до) или каролингских. И зал Пиросмани, куда я ходила каждый день. Мне кажется, это самое сильное мое впечатление от искусства за всю жизнь. У него как бы в чистом виде явлены все чары искусства и способность прорыва в другой мир. От этого он кажется страшным, долго смотреть нельзя. И еще эта магия и поэма черного цвета, бездонного, бархатного (никакие репродукции не передают). У грузин вообще этот цвет доминирует, но только Пиросмани явил всю его «метафизику». По-моему, такой симфонии черного нет больше нигде в мире. Другие краски на этом фоне нежно светятся, он очень полихромный, живописный и бесконтурный.

Была также в Мцхете, в театре Руставели (на Брехте) и даже у Параджанова в гостях.

После всего виденного, после южной теплоты (там было в среднем 25 гр.), фруктов, красивых, щедрых грузин Москва кажется особенно мрачной и античеловеческой. Там все еще сохранились традиции и близость к земле ...

Давайте поедем в следующем году вместе. У меня теперь и в Ереване, и в Тбилиси есть друзья, которые нам все покажут (а Генрих Игитян даже Ваш поклонник).

Надеюсь скоро увидеть Вас в Москве.

Ваша Н.А.