Portnova Tatiana
Портнова Татьяна Васильевна
Образование:
- Аспирантура Научно- исследовательского института теории и истории искусств Российской Академии Художеств (научный руководитель: В.В. Ванслов – доктор искусствоведения, профессор, академик РАХ., г.Москва, 2003);
- Докторантура МПГУ им. В.И. Ленина кафедры истории художественной культуры (научный консультант: В.Д. Дажина – доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства МГУ им. М.В Ломоносова . Москва.,2007)
Ученая степень, звание:
- Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки и образования, действительный член Академий: РАЕ (Москва), Петровской Академии наук и искусств (С.Петербург), Международной Европейской Академии (Великобритания)
Специализация:
- Формы взаимодействия и синтеза балетного театра и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX – начала ХХ вв.;
- Проблемы художественного наследия античности и искусства Итальянского и Северного Ренессанса;
- Художественные стили и театрализация в Западноевропейском искусстве XVII – XVIII веков.
Место работы:
- Институт Русского театра, профессор кафедры хореографии. (Москва);
- Российский государственный гуманитарный университет, профессор кафедры Всеобщей истории искусств. (Москва);
- Государственная Академия славянской культуры, профессор института танца. (Москва);
- Сотрудничество с крупнейшими Вузами культуры и искусства России и за рубежом.
Преподаваемые (лекционные курсы):
- Академическая история искусств
- Исторический и сценический костюм
- Постановочная работа хореографа и искусство сценографии
- Теория и история стилей в искусстве
- Описание и анализ художественных произведений
- Экскурсионные тематические и музейные лекционные занятия
- Руководство научными диссертационными исследованиями
Избранные публикации, теле, радиопередачи:
Монографии:
- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2007. – 412с.( 26 а.л.);
- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2008. - 142 .(9 а. л.).
Книги:
- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2007. – 412с.( 26 а.л.);
- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2008. - 142с.(9 а. л.);
- Балет в ряду пластических искусств (проблемы синтеза и формы взаимодействия). Челябинск: «Фотохудожник», 1996. - 165с. (10 а.л.);
- Тема балета в русском изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ вв. (проблемы интерпретации). М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1996. - 96с. (8 а.л.);
- Артисты балета и хореографы как художники (роль и значение изобразительных искусств в практике балетного театра рубежа XIX-ХХ вв. М.: Ц. Гарант, 1996. – 32 с. (0,5 а.л.);
- 300 имен зарубежного искусства. Справочно-энциклопедическое издание. Под общ. ред. Ю.С. Бочарова, Е.А. Коровиной, Е.М. Черенцовой. – М : Прест, 1996;
- Художники эпохи Возрождения. Справочно-энциклопедическое издание. Под общ. ред. Ю.С. Бочарова, Е.А. Коровиной, Е.М. Черенцовой. – М : Прест, 1997.
Учебно – методические пособия:
- Теория и история искусств. Учебно-методическое пособие для актерского и режиссерского факультетов Института Русского театра . М., ИРТ, 2010 – 220 с. (14 а.л);
- Теория и история искусств. Учебно-методическое пособие для факультета хореографии Института Русского театра. М., ИРТ, 2010 – 240 с. (15 а.л.);
- История костюма (исторический и сценический). Учебно – методическое пособие для актерского, режиссерского, хореографического факультетов Института Русского театра. М., ИРТ, 2011 – 350 с. (25 а.л.).
Статьи в изданиях ВАК:
- Балет в интерпретации скульптурного произведения. Человек. – 2007 № 2 с.121 -138;
- Типология и интерпретация танца в творчестве З. Серебряковой. Русский язык за рубежом. – 2007 № 5 с.72 – 80;
- Роль и значение изобразительных искусств в творческом процессе хореографа. Искусство и образование. – 2007 № 5 с.95 – 106;
- Образы балета в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX вв. (иконография, типология, интерпретация). Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. - 2007 №5 с.235 – 239;
- Балетный театр и изобразительное искусство рубежа XIX - XX вв. (модели взаимодействия). Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. - 2007 № 6 с.146 – 150;
- Балетные чтения: из новых диссертаций. Динамика танца в творчестве мастеров конца XIX - начала XX вв. (движение как основная проблема художественных исканий). Балет. – 2008 № 1 с.38, 39;
- Мир балетных образов А. Фонвизина. Искусство и образование – 2008 №3 с.58 – 66;
- Проблемы движения и образ танца в изобразительном искусстве рубежа XIX-XX вв. Преподаватель. XXI век. – 2008 №3 с.169 – 176;
- Феномен Л. По. Балет. - 2011 № 3. с. 38 – 40;
- Историография и иконография «Русских балетных сезонов» С. Дягилева. Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. С. Петербург. - 2011 № 1(25). с. 100 -113;
- Феномен творчества Л. По. (этапы и особенности становления). Фундаментальные исследования. - 2011 № 12. с.286-290;
- Творческая индивидуальность А. Бенуа и балетный театр рубежа XIX – XX вв. Фундаментальные исследования. - 2012 № 3. с.11-15.
Общероссийские научные конференции:
- Новые грани таланта: творчество артистов балета конца XIX - начала XX вв.- Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. 3-я межрегиональная научная конференция. 14 декабря 2007г.- М., 2008 с.128 – 141;
- Балетный костюм Л. Бакста: проблемы исследования художественной символики. Символы, коды, знаки. Сборник материалов 10-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». М., 2008 с.51 – 64;
- Отражение живописной жанровой системы в структуре балетного спектакля (синтез и взаимодействие искусств ХIХ-XX вв.) Коммуникации в искусстве и науке. Сборник материалов 11-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». М.,2010. с.157 – 169;
- Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение.) Грани культуры. Актуальные проблемы истории и современности. 4- я межрегиональная научная конференция. 15 декабря 2008.- М.,2009. с.241 – 252;
- Этнографические принципы балетных костюмов Л. Бакста. «XIV Царскосельские чтения». Сб. материалов научной конференции. Ленинградский государственный университет им. А.С .Пушкина. Часть первая. С.Петербург.2010. с.336 – 346;
- Художественное наследие С. Дягилева в культурном пространстве современной эпохи. (на материалах выставки «Видение танца», посвященной 100-летию «Русских сезонов» в Государственной Третьяковской галерее). Векторное развитие современной России. Сб. материалов научной конференции. ЛГУ им. А.С .Пушкина. М., 2010. с.283 – 285;
- Сценография в художественной целостности балетного спектакля и композиционно – образные возможности синтеза искусств. Современное образование и инновационное развитие России. Материалы 6 - й межвузовской научной конференции. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Москва. 30 марта 2011 с. 343 – 352.
Международные научные конференции:
- Пространство сцены и балетный образ в художественных решениях конца XIX – начала XX вв. (к вопросу о роли сценического дизайна). Проблемы дизайна: теория, практика, образование. Россия (Москва). Научные труды XIV Международной научно-методической конференции. М., 2008 с.180 – 191;
- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX - начала ХХ вв. Фундаментальные и прикладные исследования. Международная конференция. Россия (Сочи) 22 – 25 сентября. 2010 г - Международный журнал экспериментального образования 2010 №10 с. 17 – 18;
- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв. Фундаментальные и прикладные исследования. Международная конференция. Россия (Сочи) 22 – 25 сентября. 2010 г - Международный журнал экспериментального образования 2010 №10 с. 17 – 18;
- Балетный портрет в театральном наследии художников «Мира искусства». Модернизация общества: экономические, политико – правовые и социокультурные аспекты. Материалы Международной научно – практической конференции. Турция (Кермер), 18 -20 октября 2010 г. М., 2010. с. 411 – 418;
- Графика и хореография (аспекты взаимодействия художественных языков). Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании. Международная конференция. Испания (Коста дель Азар), 2 – 9 августа 2010г. – Современные наукоемкие технологии. 2010 № 9. с.75 – 78;
- Танец С.Эрьзи в контексте национальных аспектов творчества. Культурное наследие России и современный мир. Международная научная конференция 15 – 22 октября 2010г. ОАЭ (Дубай). – Успехи современного естествознания. 2011 №1. с.76 -80;
- Живописное решение пространства сцены (свето - цветовое состояние балетного спектакля). Приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Международная научная конференция. 10 – 17 апреля 2011. Италия (Рим) – Успехи современного естествознания. 2011 №5. с.110 -113;
- Импрессионистическое направление в интерпретации танца конца XIX-начала ХХ вв. (З. Серебрякова и Э. Дега). Философия в контексте культуры. Международная научная конференция. 16 – 23 апреля. 2011г. Чехия (Прага).- Международный журнал экспериментального образования 2011 №5. с. 102 -106;
- В. Бартанюк - посвящение театру (традиции и современность). Материалы VII Международной научно- практической конференции «Европейская наука XXI века». 7- 15 мая 2011 г. Философия, филология. с.69 -71;
- Танец К.Сомова и С. Судейкина в художественно – образной природе ретроспективизма (общее и особенное). Актуальные проблемы образования. Международная научная конференция 2-9 октября 2011г. Греция (Лутраки). – Международный журнал экспериментального образования. 2011 № 11. С.67-72.
Всего опубликовано 185 трудов, из них 160 – научные , 25- учебно – методические.
За последние пять лет 52 научных труда. Из них 2 монографии, 20 выступлений на конференциях Российского и Международного уровней, 16 – учебно – методических.
Членство в иных творческих союзах и организациях:
Московский союз художников - секция критики и искусствознания (МСХ) (2000)
Союз театральных деятелей РФ. (2002)
Международный художественный фонд .(2010).
Иностранные языки:
Английский, итальянский, французский.
Живет и работает в г. Москве.