Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Портнова Татьяна Васильевна



Portnova  Tatiana
Портнова Татьяна Васильевна


Образование:    
- Аспирантура  Научно- исследовательского  института  теории  и  истории искусств Российской  Академии Художеств  (научный  руководитель:  В.В. Ванслов – доктор искусствоведения, профессор, академик РАХ.,  г.Москва, 2003);
- Докторантура  МПГУ  им. В.И. Ленина  кафедры  истории  художественной культуры  (научный  консультант:  В.Д. Дажина – доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей  истории  искусства  МГУ им. М.В Ломоносова . Москва.,2007)


Ученая степень, звание:
- Доктор искусствоведения,  профессор,  заслуженный деятель науки и образования,  действительный  член Академий:  РАЕ (Москва),  Петровской Академии  наук и искусств (С.Петербург),  Международной  Европейской  Академии (Великобритания)


Специализация:
- Формы  взаимодействия и синтеза балетного театра  и  пластических искусств  в  русской  художественной культуре конца XIX – начала  ХХ вв.;
- Проблемы  художественного наследия  античности  и  искусства Итальянского  и  Северного Ренессанса;
- Художественные стили  и театрализация  в  Западноевропейском  искусстве XVII – XVIII веков.


Место работы:
- Институт Русского театра, профессор  кафедры  хореографии. (Москва);
- Российский  государственный  гуманитарный  университет,  профессор  кафедры Всеобщей истории искусств. (Москва);
- Государственная  Академия  славянской  культуры, профессор института танца. (Москва);
- Сотрудничество с крупнейшими Вузами культуры и искусства  России  и за рубежом.


Преподаваемые (лекционные курсы):
- Академическая  история  искусств
- Исторический и сценический костюм
- Постановочная работа хореографа и искусство сценографии
- Теория и история стилей в искусстве
- Описание и анализ художественных произведений
- Экскурсионные тематические  и музейные  лекционные  занятия
- Руководство научными диссертационными  исследованиями


Избранные  публикации, теле, радиопередачи:


Монографии:
- Взаимодействие  балета  и  пластических искусств в системе русской художественной  культуры  конца XIX – начала ХХ вв. М.: Изд-во «Спутник», 2007. –  412с.( 26 а.л.);
- Роль пластических искусств в творческом  процессе  хореографа  конца XIX – начала ХХ вв.  М.: Изд-во «Спутник», 2008. - 142 .(9 а. л.).


Книги:
- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX – начала ХХ вв.  М.: Изд-во «Спутник», 2007. –  412с.( 26 а.л.);
- Роль пластических искусств в творческом  процессе  хореографа  конца XIX – начала  ХХ вв.  М.: Изд-во «Спутник», 2008. - 142с.(9 а. л.);
- Балет в ряду пластических искусств (проблемы синтеза и формы взаимодействия). Челябинск: «Фотохудожник», 1996. - 165с. (10 а.л.);
- Тема  балета  в  русском  изобразительном  искусстве конца XIX – начала ХХ вв. (проблемы интерпретации).  М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1996. -   96с. (8 а.л.);
- Артисты  балета  и  хореографы  как  художники  (роль  и  значение изобразительных  искусств в практике  балетного театра рубежа  XIX-ХХ вв. М.: Ц. Гарант, 1996. – 32 с. (0,5 а.л.);
- 300 имен зарубежного искусства. Справочно-энциклопедическое издание. Под общ. ред.  Ю.С. Бочарова,  Е.А. Коровиной,  Е.М. Черенцовой. – М : Прест, 1996;
- Художники  эпохи  Возрождения. Справочно-энциклопедическое издание. Под общ. ред.  Ю.С. Бочарова,  Е.А. Коровиной,  Е.М. Черенцовой. – М : Прест, 1997.


Учебно – методические пособия:
-  Теория  и  история искусств. Учебно-методическое пособие для актерского и режиссерского  факультетов  Института  Русского театра . М., ИРТ,  2010 – 220 с. (14 а.л);
-  Теория  и  история искусств. Учебно-методическое пособие для факультета хореографии  Института  Русского театра. М., ИРТ,   2010 – 240 с. (15 а.л.);
- История  костюма  (исторический  и сценический). Учебно – методическое пособие для  актерского, режиссерского,  хореографического  факультетов Института Русского театра. М., ИРТ, 2011 – 350 с. (25 а.л.).


Статьи в изданиях ВАК:
- Балет в интерпретации скульптурного произведения.  Человек. – 2007  № 2 с.121 -138;
- Типология  и интерпретация танца в творчестве  З. Серебряковой.   Русский язык за рубежом. – 2007  № 5  с.72 – 80;
- Роль и значение изобразительных искусств  в творческом процессе хореографа.  Искусство и образование. – 2007  № 5  с.95 – 106;
- Образы  балета  в  изобразительном  искусстве конца XIX - начала XX вв. (иконография, типология, интерпретация).  Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. - 2007  №5  с.235 – 239;
- Балетный театр и изобразительное искусство рубежа XIX - XX вв. (модели взаимодействия).  Вестник  Московского  Государственного  университета культуры и искусств. - 2007  № 6  с.146 – 150;
- Балетные чтения: из новых диссертаций.  Динамика танца в творчестве мастеров конца XIX - начала XX вв. (движение как основная проблема художественных исканий).  Балет. – 2008  № 1  с.38, 39;
- Мир балетных образов  А. Фонвизина.  Искусство и образование – 2008  №3 с.58 – 66;
- Проблемы движения  и  образ танца в изобразительном искусстве рубежа XIX-XX вв.  Преподаватель.  XXI  век. – 2008  №3  с.169 – 176;
- Феномен Л. По.  Балет. - 2011 № 3.  с. 38 – 40;
- Историография  и  иконография «Русских балетных сезонов»  С. Дягилева. Вестник Академии  русского  балета им. А.Я. Вагановой.  С. Петербург. -  2011 № 1(25).  с. 100 -113;
- Феномен творчества Л. По. (этапы и особенности становления). Фундаментальные исследования. -  2011  № 12.  с.286-290;
- Творческая  индивидуальность А. Бенуа  и  балетный театр рубежа  XIX – XX вв.  Фундаментальные исследования. -  2012 № 3. с.11-15.


Общероссийские научные конференции:
- Новые грани таланта: творчество артистов балета конца XIX - начала XX вв.- Грани культуры: актуальные проблемы истории  и  современности. 3-я межрегиональная научная конференция. 14 декабря  2007г.- М., 2008   с.128 – 141;
- Балетный костюм Л. Бакста:  проблемы исследования художественной символики.  Символы, коды, знаки. Сборник материалов 10-й  конференции из цикла «Григорьевские  чтения». М., 2008  с.51 – 64;
- Отражение  живописной  жанровой системы в структуре балетного спектакля (синтез и взаимодействие искусств ХIХ-XX вв.)  Коммуникации в искусстве и науке.  Сборник материалов 11-й  конференции из цикла «Григорьевские чтения». М.,2010.  с.157 – 169;
- Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение.)  Грани культуры. Актуальные проблемы истории и современности.  4- я  межрегиональная научная конференция. 15 декабря  2008.- М.,2009.  с.241 – 252;
- Этнографические принципы балетных костюмов Л. Бакста.  «XIV Царскосельские  чтения».  Сб. материалов научной конференции. Ленинградский государственный университет им. А.С .Пушкина. Часть первая. С.Петербург.2010.  с.336 – 346;
-  Художественное наследие  С. Дягилева  в  культурном пространстве современной эпохи. (на материалах выставки «Видение танца», посвященной 100-летию «Русских сезонов»  в  Государственной Третьяковской  галерее).   Векторное развитие современной  России.  Сб. материалов научной конференции. ЛГУ им. А.С .Пушкина. М., 2010.   с.283 – 285;
- Сценография  в  художественной  целостности  балетного  спектакля  и композиционно – образные  возможности синтеза искусств.  Современное образование  и инновационное развитие России. Материалы  6 - й межвузовской научной конференции. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Москва. 30 марта 2011  с. 343 – 352.


Международные научные конференции:
- Пространство сцены и балетный образ в художественных решениях конца XIX – начала XX вв. (к вопросу о роли сценического дизайна).   Проблемы дизайна: теория, практика, образование. Россия (Москва).  Научные труды XIV  Международной научно-методической конференции. М., 2008  с.180 – 191;
- Взаимодействие  балета  и  пластических искусств  в системе русской художественной  культуры  конца  XIX - начала ХХ вв.  Фундаментальные  и прикладные  исследования.  Международная конференция.  Россия (Сочи) 22 – 25 сентября. 2010 г - Международный журнал экспериментального образования  2010  №10  с. 17 – 18;
- Роль пластических искусств  в творческом процессе хореографа конца XIX – начала ХХ вв.  Фундаментальные и прикладные исследования. Международная конференция. Россия (Сочи)  22 – 25 сентября. 2010 г - Международный журнал экспериментального образования  2010  №10  с. 17 – 18;
- Балетный  портрет в театральном наследии художников «Мира искусства».  Модернизация общества: экономические, политико – правовые и социокультурные аспекты. Материалы  Международной научно – практической конференции.  Турция (Кермер), 18 -20 октября 2010 г. М., 2010. с. 411 – 418;
- Графика и хореография (аспекты взаимодействия художественных языков).  Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании. Международная конференция.  Испания (Коста дель Азар),  2 – 9 августа 2010г. – Современные наукоемкие технологии.  2010  № 9.  с.75 – 78;
- Танец  С.Эрьзи  в контексте национальных аспектов творчества.  Культурное наследие России и современный мир. Международная научная конференция 15 – 22 октября 2010г.  ОАЭ (Дубай). – Успехи современного  естествознания. 2011  №1. с.76 -80;
- Живописное решение пространства сцены (свето - цветовое состояние балетного спектакля).  Приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Международная научная конференция. 10 – 17 апреля 2011. Италия (Рим) – Успехи современного естествознания. 2011  №5.  с.110 -113;
- Импрессионистическое  направление  в интерпретации танца конца XIX-начала ХХ вв.  (З. Серебрякова  и  Э. Дега).  Философия в контексте культуры.  Международная научная конференция. 16 – 23 апреля. 2011г. Чехия (Прага).- Международный журнал экспериментального образования 2011 №5.  с. 102 -106;
- В. Бартанюк - посвящение театру (традиции и современность).  Материалы VII Международной  научно- практической конференции «Европейская наука XXI века». 7- 15 мая  2011 г. Философия, филология.  с.69 -71;
- Танец К.Сомова  и  С. Судейкина в художественно – образной  природе ретроспективизма  (общее и особенное).  Актуальные проблемы образования.  Международная научная конференция  2-9 октября  2011г.  Греция (Лутраки). – Международный журнал экспериментального образования. 2011  № 11. С.67-72.
Всего опубликовано 185 трудов,  из них 160 – научные , 25- учебно – методические.
За последние пять лет  52 научных труда.  Из них 2 монографии, 20 выступлений на конференциях Российского и Международного уровней, 16 – учебно – методических.


Членство в иных творческих союзах и организациях:
Московский  союз художников - секция критики  и  искусствознания (МСХ) (2000)
Союз театральных деятелей РФ. (2002)
Международный  художественный фонд .(2010).

Иностранные языки:
Английский,  итальянский,  французский.

Живет и работает в г. Москве.