Sakhno Irina
САХНО Ирина Михайловна
06.10.1956г.р., г. Ставрополь
Образование
- Ставропольский государственный университет, 1978
- Аспирантура по кафедре теории литературы и эстетики МОПИ им. Н.Крупской 1981-1983 (научный руководитель проф. Дрёмов А.К.)
- Докторантура по кафедре русской литературы ХХ века МГУ им. М. Ломоносова 1993-1996 (научный руководитель, проф. Соколов Г.К.)
Ученая степень, звание
- Доктор филологических наук, профессор
Специализация
- Русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия
- Вербальное & визуальное: грамматика культуры
- Искусство модернизма
Место работы, должность
- СГУ 1979-1992, доцент
- Высшая педагогическая школа им. К.Цеткин, факультет славянских языков ( Лейпциг) 1986-1989, гастдоцент
- Российский университет дружбы народов ( Москва) с 2002 г. по настоящее время, профессор
Преподавание (лекционные курсы)
- Литература и живопись: диалоги в пространстве культуры
- Культура и искусство модернизма
- Теория культуры
- Теория и практика межкультурной коммуникации
- Семиотика культуры
- Современный арт-рынок: состояние и перспективы
Конференции (доклады) последних лет
- О палимпсесте заумного слова // 1913. «Слово как таковое». К 100 –летию русского футуризма. Международная научная конференция. Университет Женевы, Швейцария, 11-14 апреля 2013
- Об инновационных образовательных технологиях в сфере современного искусства // Университет в системе институций современного искусства. Круглый стол. Москва,МГУ им. М.Ломоносова, Факультет искусствоведения и ГЦСИ, 1 октября 2013
- Интервенция денег в разные сферы художественного процесса. Культурно-антропологический подход // Искусство и капитал. Круглый стол. Немецкий институт культуры им. Гёте и Государственный центр современного искусства, 3.10-4.10, 2013
- Междисциплинарный подход к образованию // Проблемы и перспективы развития искусствоведческого академического образования в России, Культурный фонд АРТХРОНИКА, 30.10.2013
- Автопортрет как стратегия женского биографического письма// Modernités russes 16 La poétique autobiographique /Лион, Университет Лион-3, Франция,7-9 февраля 2014
- Иконография Венеры в русском футуризме // «Вечные» сюжеты и образы сюжетов в литературе и искусстве русского модернизма. Международная научная конференция ИМЛИ РАН, 27-28 апреля 2015
- «Буквенная» графика в русском футуризме: стратегии визуализации / Жажда слова. Письмена в традиционном и современном искусстве. ГИИ МК РФ, 11-12 ноября 2015
- «Хор красок» в поэтическом альбоме В.Кандинского «Звуки»: архитектоника синтетического текста // В.Кандинский. Синтез искусств, синтез культур. Международная научная конференция. МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, ГМИИ имени А.С. Пушкина 14–16 декабря 2016 г.
Избранные публикации
- Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика. Монография. М.: Диалог-МГУ, 1999. С.351
- Морфология русского авангарда. Библиотека классического университета. Монография. М.: РУДН, 2009.С. 349
- О палимпсесте заумного слова // 1913. «Слово как таковое». К столетию русского футуризма. Материалы международной конференции в Женеве (10-13 апреля 2013). СПБ, 2014 С.101-112
- Визуальная риторика фигурных стихов раннего средневековья. Обсерватория культуры, № 5, 2014.С. 116-127
- «Рисуночное письмо» как синкретический знак дописьменности. Дом Бурганова, Пространство культуры. Москва, №3, 2015. С.46-61
- Нарративная метафора в иконографии французской книжной гравюры рококо Искусствознание, Москва, № 1-2 2015. С.438-450
- «Ut pictura poesis»: поэтическая и живописная эмблема барокко. Обсерватория культуры, Москва, 2015. № 5. С. 94—101.
- Иконография Венеры в поэзии и живописи русского авангарда 1910- 1925. // «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма / Отв. ред. член-корр. РАН А.Л.Топорков. – М.: «Индрик», 2015. С.298-314
- Буквенная графика в русском футуризме: стратегии визуализации // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. М.: РГГУ, №1/3,2016 .С. 52-63
- Автопортрет как стратегия женского биографического письма (Н.Берберова «Курсив мой» и О.Гильдебранд-Арбенина «Девочка, катящая серсо») // « Modernités russes » ("La poétique autobiographique à l'Age d'argent et au-delà")», № 16. Lyon: Université Jean Moulin Lyon – 3, 2016. Pp. 103-116
- Livre d'artiste как изовербальный текст символистской культуры // Эпоха символизма: встреча литературы и искусства. Коллективный труд / Отв. ред. Светлов И.Е., Ариас-Вахиль М.А. , Лукичева К.Л. и др. М.: Азбуковник, 2016 .С. 318-336
- Репрезентация вербального жеста в живописном цикле М. Ларионова «Времена года» (1912) // Дом Бурганова. Пространство культуры. № 5. М., МГМ «Дом Бурганова», 2016. С. 156-171
- Livre d’artiste as an isoverbal text in the culture of Symbolism // Art and Literature Scientific and Analytical Journal Texts, №2, Bruxelles, 2016. Pp. 92-109
- Вербальное vs. визуальное: диалоги и сопряжения / «Пятнами красок, звоном лозунгов». Книжно-плакатное творчество В.Маяковского. / Отв. ред. Терёхина В.Н. М. –СПб, Нестор-История, 2016. С.39-83
- Магия ноктюрна: Поль Верлен и Джеймс Эббот Макнил Уистлер. Дом Бурганова. Пространство культуры. № 3. М., МГМ «Дом Бурганова», 2017. С. 50-67 ( Перечень рецензируемых журналов ВАК);
- Sakhno I., Berest V. Iconography of Night in "Moon Landscapes" of Paul Verlaine // 4 th International Multidisciplinary Scientific Conference on SOCIAL SCIENCES & ARTS SGEM 2017. Conference Proceeding. Book 6.SCIENCES and ARTS. Sofia, Bulgaria, sept, 2017. С. 501-507 ( База данных Web of Science);
- Стереоскопическая образность графической поэзии Ильи Зданевича. // Russian Literature. Amsterdam: North Holland. Volume 91. Yuly 2017.Pp. 139-168. (База данных Scopus)
- Конвергенция слова и изображения в “поэмах в прозе» В. Кандинского: проблема экфрастического диалога // RIFRAZIONI. Scritti in onore di Michaela Bomig. A cura di: Donatella Di Leo,Enza Dammiano,Emilio Mari, Universita di Napoli Federico II, Italy, 2017, pp. 245-261
- Слово и изображение в поэзии раннего В.Маяковского // Научно-методический журнал «Русская словесность», №1/2017. [Электронное приложение]. С.2 -10( Перечень рецензируемых журналов ВАК);
- Livre d’artiste как артефакт символистской культуры: к вопросу об изовербальной архитектонике // Архитектоника культуры: традиции и современный контекст. Коллективный труд. / Отв. ред. Сахно И.М., Кирсанова Ю.А.М.: РУДН, 2017. С. 60-79
Телепередачи: «Черные дыры- белые пятна», канал «Культура
- «Из какого сора рождаются стихи». Мусор как предмет вдохновения Энди Уорхола. Март, 2007
- «Музыка сфер» Василия Кандинского. Март 2008
- Зеркало: ловушка души, головоломка или параллельный мир. Вып.1 . Январь 2009
- Язык тела, или можно ли солгать жестом? Вып. 11. Май 2010
Награды и премии
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за большой вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и многолетний добросовестный труд
Иностранные языки
- Английский, немецкий
Живет и работает в г. Москва
e-mail: