Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

ХУДОЖНИК АНАТОЛИЙ ИЛЬИЧ ВАСИЛЬЕВ.
ШТРИХИ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ МАСТЕРА

 К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ


Васильев портрет. М. Ломоносов в Москве. 1731 год. 1957 А. Васильев. Байкал. Сохюрты. 1963 А. Васильев. Берег Камы. 1953

А. Васильев. Портрет Н. Власова.1980-1. А. Васильев. Селенга. 1963 А. Васильев. Станция Байкал. У причала. 1961 А.Васильев. Десантник.1968.
А.Васильев. Михаил Ломоносов в химической лаборатории.1986 А.Васильев. Над Камой. 1953 Анатолий Васильев. Байкал около Сохюрты. 1963


   Анатолий Васильев принадлежал к поколению ленинградских художников, пришедших в искусство в первое послевоенное десятилетие. Именно этому поколению было суждено своим творчеством сформировать явление в изобразительном искусстве ХХ века, известное сегодня во всём мире как ленинградская школа живописи.  


   Война оказала сильное влияние на формирование личности и творчество художника. Об этом он сам неоднократно говорил. Об этом говорят и его произведения. Но не меньшее влияние оказала на его творчество эпоха социальных и культурных преобразований послереволюционных десятилетий, на которую пришлись детство и юность художника, а затем и послевоенная молодость. Поэтому жизненный путь и глубинный смысл его творчества невозможно до конца постигнуть вне связи с теми грандиозными событиями и переменами, свидетелем и непосредственным участником которых ему довелось стать.

   Анатолий Ильич Васильев родился 18 марта 1917 года в Петрограде. Отец будущего художника Илья Андреевич Васильев до революции работал механиком на заводах Выборгской стороны «Старый Лесснер» (с 1927 года – «Двигатель») и «Оптический завод». После революции продолжал работать на заводе «Двигатель». Мать, Елизавета Пименовна, в девичестве Тархова, как и супруг, носила «художественную» фамилию (1). Возможно, и это обстоятельство повлияло на выбор их сыном жизненного пути.

   После окончания в 1931 году семилетки, Васильев некоторое время учился в ФЗУ при заводе «Двигатель», затем работал токарем. На заводе вступил в комсомол, участвовал в общественной жизни, выпускал стенгазету и именно здесь впервые стал рисовать. Его способности были замечены, и в 1933 году комсомольская организация направила Васильева на учёбу в вечернюю художественную школу при городском отделе народного образования. В художественной школе Васильев получил первые профессиональные навыки и утвердился в выборе будущей профессии.

   В 1935 году Васильев поступил в ленинградский Художественно-Педагогический техникум, известный более как Таврическое училище, и был зачислен сразу на второй курс. Училище располагалось в доме 35 на Таврической улице и вело свою историю с середины XIX века от Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. В 1930-е годы в нём вели занятия такие известные художники и педагоги как М. И. Авилов, А. А. Рылов, В. М. Орешников, В. В. Лишев. Непосредственными учителями А. Васильева были педагоги С. Н. Бутлер, С. А. Чугунов, Н. В. Левитский и М. А. Асламазян. Здесь в 1937 году после летней поездки на Алтай Васильев впервые принял участие в выставке этюдов (2).

   В 1938 году, окончив училище с отличием, Васильев поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ВАХ на отделение монументальной живописи. Сбылась его заветная мечта учиться в стенах прославленной Академии художеств. На первых курсах Васильев занимался у П. С. Наумова и В. П. Белкина, затем по монументальной мастерской  профессора Д. И. Киплика у И. Я. Билибина, В. М. Орешникова, Н. Х. Рутковского.

   К этому времени усилиями И. И. Бродского и его единомышленников в Академии была восстановлена система классического художественного образования. К преподаванию в Академии были  привлечены Б. В. Иогансон, А. А. Осмёркин, Р. Р. Френц, И. Я. Билибин, А. М. Любимов, С. Я. Абугов, Е. Е. Лансере, Б. А. Фогель, К. С. Петров-Водкин, А. И. Савинов. М. Д. Бернштейн, М. П. Бобышов, Д. Н. Кардовский и ряд других видных художников и педагогов, стоявших на позициях сохранения и развития реалистических традиций отечественной живописи. Атмосфера упорного овладения вершинами мастерства, установившаяся в Академии после десятилетий дискуссий и экспериментов, самым благоприятным образом сказывалась на качестве профессиональной подготовки молодых живописцев, среди которых был и Анатолий Васильев.

   Осенью 1939 года, когда началась война с белофиннами, Анатолий Васильев со второго курса был призван в Красную Армию. Вскоре в бою на Карельском перешейке получил контузию, после госпиталя был демобилизован и вернулся к занятиям в институте (3).

   В первые же дни Великой Отечественной войны Васильев добровольцем ушёл в Красную Армию. Как студент Академии художеств он был направлен в спецподразделение для маскировки кораблей Балтийского флота, где прослужил до ноября 1941 года. Затем был командирован на курсы младших политруков Ленинградского фронта, по окончании которых был  назначен политруком стрелковой роты в 34 отдельную лыжную бригаду. Затем участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в форсировании Невы у посёлка Марьино (4).

   В кровопролитных боях под Синявино в 1943 году художник получил тяжёлое ранение осколком мины. Истекающего кровью, под обстрелом, Васильева вынес с поля боя товарищ. В медсанчасти его, не подававшего признаков жизни, посчитали умершим и отправили в покойницкую. По счастью, рядом вовремя оказалась санитарка. Но в документах о награждении медалью «За оборону Ленинграда» так и осталась запись: «награждён посмертно».

  В жизни часто случается, как в известной поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. В госпитале раненого бойца Васильева выхаживала молоденькая санитарка Галя Берлинская. Так они познакомились и остались вместе на всю жизнь. После войны Галина Всеволодовна окончила институт им. И. Е. Репина, стала искусствоведом и работала в издательстве «Аврора». А темой её интереснейшей дипломной работы стал натюрморт в творчестве ленинградских художников В. Тетерина, М. Копытцевой, О. Богаевской, В. Саксона, Н. Позднеева, Я. Крестовского (5). Человек преданный и тонкий, она подчинила свою жизнь мужу и семье, окружив его заботой и любовью.

   После госпиталя Васильев был направлен на Ораниенбаумский плацдарм, где в составе 126 артиллерийского полка в январе 1944 года участвовал в окончательном снятии блокады. Тогда же политотделом 168 стрелковой дивизии он был принят в члены ВКП(б). Участвовал в освобождении Кингисеппа, Нарвы, Сланцев, Таллина, где второй раз был тяжело ранен. Демобилизовался в начале 1945 года как инвалид войны в звании лейтенанта. А. И. Васильев был награждён медалью «За оборону Ленинграда» (1942), орденом «Красная Звезда» (1944), медалью «За победу над Германией» (1945) "За доблестный труд" (1945), "20-летие победы над фашисткой Германией" (1965), орденом Отечественной войны I степени (1985). (6)

   В 1945 году А. И. Васильев вернулся в институт, но занятия вновь пришлось отложить. В октябре 1945 года как фронтовика и коммуниста его избрали освобождённым секретарём партийной организации института. Это был один из самых трудных периодов в истории института, который лишь год назад вернулся из Загорска и Самарканда, куда был эвакуирован в 1942 году. Война «обескровила» педагогический состав, в блокаду погибли учителя Васильева И. Я. Билибин, Д. И. Киплик. Не хватало кадров и самого необходимого для учебного процесса, многим вернувшимся с фронта и из эвакуации негде было жить. Правительство разрешило приём фронтовиков в институты без экзаменов, и новых студентов нужно было обеспечить общежитием. Эти и подобные насущные заботы Академии стали главным содержанием каждодневной работы парторга А. И. Васильева.

  Лишь в 1947 году А. Васильев вернулся к учёбе и в 1950 году окончил с отличием институт по мастерской В. М. Орешникова, представив дипломную картину «Михаил Ломоносов – отец русской науки» (Музей МГУ им. М. В. Ломоносова в Москве) (7). В том же году за свою картину А. Васильев был удостоен золотой медали на Всесоюзной художественной выставке, проходившей в Третьяковской галерее (8). В этом же году он вступил  Ленинградский Союз советских художников по  секции живописи. Рекомендации молодому художнику дали В. М. Орешников, А. А. Ефимов, А. Д. Зайцев, И. А. Серебряный. Дипломная картина неоднократно воспроизводилась в журналах, в виде открыток и цветных репродукций.

   Выбор темы дипломной картины был удачным. Интерес к личности Ломоносова, погружение в исторический материал, – всё это оказалось близким художнику и по-настоящему увлекло. К этой теме он ещё не раз вернётся в своём творчестве.

   А пока с осуществлением своих планов молодому выпускнику института пришлось повременить, его опыт и энергия оказались востребованными на административной работе. В декабре 1950 года приказом Комитета по делам искусств Васильев был назначен заместителем директора института по учебной работе. На этой должности он проработал около года, исполняя некоторое время обязанности ректора Академии художеств (9).

   В 1951 году Васильев оставил административную должность и поступил  в творческую мастерскую Академии художеств, где до 1953 года работал под руководством академика живописи Б. В. Иогансона. Одновременно А. Васильев начал работу ассистентом на кафедре графики, которую продолжал до 1957 года. Итогом пребывания Васильева в творческой мастерской Академии стали известные картины «Артисты на фронте» (1951, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства), «Ломоносов и Чичагов» (1953, Музей МГУ им. М. В. Ломоносова), талантливо исполненный «Портрет скульптора В. Лишева» (1952, НИМ РАХ).

   Одновременно Васильев проявил себя в сфере книжной графики: им были проиллюстрированы и оформлены роман И. Бражнина «Светлый мир» (Молодая гвардия, 1951), книга воспоминаний Н. Черкасова «Записки актёра» (Искусство, 1953), трагедия «Эмилия Галотти» Г. Лессинга (Искусство, 1953). В этот  период Васильев создал ряд декоративных росписей по фарфору (10).

   В годы работы в творческой мастерской Академии художеств Васильев не оставлял общественной деятельности. В 1951 году его избирают депутатом Василеостровского райсовета, депутатскую работу он вёл до 1954 года.

   До сих пор встречается мнение, навязанное обществу в 1990-е годы, будто бы «официальное» советское искусство 1950-1960-х годов сводилось к «соцзаказу», а художники вынужденно писали заказные картины и занимались общественной работой ради различных благ и преференций. Сухие строчки из архивного личного дела художника в нашем случае могут быть убедительнее всего. К 1952 году за плечами Анатолия Васильева были две войны, ранения и боевые награды, он был членом партии, окончил институт, работал секретарём партийной организации института, заместителем директора и некоторое время ректором Академии художеств, избирался депутатом, в 1946 году был делегатом I Всемирного Конгресса молодёжи и студентов в Праге. Вместе с женой и двумя сыновьями Васильев проживал в коммунальной квартире, занимая в ней одну из комнат. Собственной мастерской не имел. Впоследствии старший сын Алексей стал гидрографом, а младший Юрий пошёл по стопам отца, окончил ЛИЖСА имени И. Репина и стал известным художником.

   В 1953 году Васильев совершил свою первую большую творческую поездку по Уралу и Каме. Впечатления от неё оказали большое влияние на последующее творчество художника, раскрыв в нём талант прирождённого мастера натурного этюда. Камские этюды Васильева, живые, наблюдательные, тонко передают краски и состояние природы, неповторимое ощущение времени, и в этом секрет их притягательности и непреходящей ценности. Большинство из них, несмотря на малый размер и быстрое исполнение, являются самостоятельными произведениями с развитой сюжетной основой и продуманной компоновкой, со своим особым настроением и колоритом. В творческом наследии художника камские этюды занимают особое место и не случайно пользуются большой популярностью у коллекционеров (11).

   После творческой мастерской Васильев продолжил работу над исторической картиной и портретом. В этих жанрах им были написаны картины «Киров и академик Ферсман в Смольном» (1955), «На демонстрацию! Апрель 1917 года» (1956), «Портрет матроса Б. Курапова на теплоходе «Урал» (1958). К числу несомненных удач художника относятся «Портрет П. Домбровского, водолаза Балтфлота» (1960), показанный на Первой республиканской художественной выставке «Советская Россия» в Москве (12), а также картина «М. Ломоносов в Москве. 1731 год» (1957, Новокузнецкий художественный музей), представленная на юбилейной выставке в Русском музее (13).

   После 1957 года и учредительного съезда Союза художников СССР в художественной жизни происходят большие перемены. В 1958 году в Ленинграде было образовано издательство «Художник РСФСР». Начали выходить ежемесячные журналы «Художник» и «Творчество».

В 1960 году был образован Союз художников России и Художественный Фонд РСФСР. В том же году ЛССХ был преобразован в Ленинградское отделение Союза художников РСФСР (ЛОСХ РСФСР). Развернулось строительство стационарных мастерских и жилья для художников. Складывается система зональных и республиканских художественных выставок и закупок лучших творческих и договорных произведений. Укрепляются творческие базы Союза художников. С 1965 года вводится система гарантированной оплаты живописцев и графиков – членов ЛОСХ.

   Анатолий Васильев принимает активное участие в этих переменах. Его произведения неизменно представлены на ленинградских и республиканских художественных выставках. Дополнительным творческим импульсом для художника стали новые поездки в Прибалтику (1956), в Карелию и на Белое море (1957), и в особенности на Байкал и по Бурятии (1961-1963). Их итогом стало множество натурных этюдов, превосходных по живописи, декоративных, написанных широко, со вкусом и большим настроением, что неизменно отличало творчество Васильева. Среди них «Станция Байкал. У причала» (14), «Лодки. Этюд» (1961), «Весна на Ангаре», «На молодёжной стройке» (1962) (15), «Долина Селенги», «Посёлок Лиственничный», «Тункинская долина» (1963) (16).   

   Уже в ленинградской мастерской по материалам поездок были написаны картины «На Двине» (1961) (17), «Ветреный день» (1964) (18) и другие.

   Диапазон тем, к которым в 1960-е обращается А. И. Васильев, свидетельствует о широте его творческих интересов. Это и образ нашего современника, и городской пейзаж, жанровая и историческая картина. Среди созданных им произведений картины «В особняке Кшесинской» (1960) (19), «У Кировского завода» (1961) (20), «Ленинградские онкологи» (1964), «Юность» (1968) (21) и другие.

   В 1964-1971 годах Васильев работал в известной студии художников-маринистов при Центральном Военно-морском музее, где выполнил для музея ряд картин на темы Великой Отечественной войны и истории русского и советского Военно-морского флота («На далёких рубежах», «Бой на острове Сухо», «Ладога 1941»  и др.)(22). К этой работе Васильев относился с неподдельным интересом. Причиной тому был не только фронтовой опыт, но и история его семьи. Предки жены Галины Всеволодовны были морскими офицерами, участниками русско-японской войны. Братья Александр и Владимир Берлинские, дворяне, сыновья действительного статского советника, родились в Ревеле. В русско-японскую войну 1904-1905 годов Александр Иванович Берлинский (31.08.1860 – 31.07.1927) командовал транспортом «Лена», единственным, вышедшим из сражения 1 августа 1904 года в Корейском проливе без повреждений и потерь. А. И. Берлинский дослужился до звания контр-адмирала Российского Флота, за японскую кампанию был награждён орденами Св. Анны 2 ст. с мечами и Св. Владимира 4 ст. с бантом. Младший брат, Владимир Иванович Берлинский (27.07.1965 – 01.08.1904), старший офицер крейсера «Россия», погибший в том же морском сражении при прорыве из Порт-Артура, похоронен на кладбище Александра Невского в Ревеле. Интересно, что в 1890-х годах старший из братьев А. И. Берлинский, дед Галины Всеволодовны, командовал знаменитой яхтой «Рыбка», на которой в течение 1896-1899 годов А. С. Поповым проводились первые опыты беспроводного телеграфирования (23).

   С конца 1960-х ведущим жанром в творчестве Васильева становится портрет. Им написаны «Портрет конструктора Кировского завода П. Луговцева» (1969) (24), «Портрет Г. П. Сазыкиной» (1972) (25), «Портрет геолога Д. Линовского» (26), «Шахтёры. Смена» (1973),  «Портрет художника Н. Альтмана» (1975, Картинная галерея Иркутска), «Внучка» (1975, Картинная галерея города Осака, Япония) (27) и другие.

Для зрелого мастера образ современника наполняется новым содержание, его хронологические рамки расширяются. Не случайно героями большой портретной серии Васильева, создававшейся на протяжении 1970-1980-х годов, стали его сверстники, студенты Академии художеств, погибшие в Великую Отечественную войну: Клара Иофик, Яков Лукаш, Осип Дымшиц, Николай Власов, Леонид Северин, Сергей Кабанов (28).

   Долгие годы Васильев не оставлял попыток отыскать однополчанина, который вынес его с поля боя и спас ему жизнь. Задача была непростая. В лицо своего спасителя он не помнил, имени и фамилии не знал. А вот низкий тембр его голоса в памяти засел навсегда.  Обращался в военкомат, сообщал номер воинской части и свой телефон. Звонили многие, но уже после нескольких фраз Васильев понимал, что это не тот, кого он ищет. Но однажды раздался звонок и из телефонной трубки прозвучал наконец голос, который он ни с кем не мог спутать ... Они встретились почти через сорок лет. Как пишет об этой встрече в своих воспоминаниях А. П. Левитин, наверное, нужен талант Михаила Шолохова или Алексея Толстого, чтобы описать их состояние при встрече. Звали однополчанина Василий Фёдорович Кузнецов. В 1983 году Васильев напишет «Портрет ветерана 34-й лыжной бригады В. Ф. Кузнецова». Ни к одной своей работе он не шёл так долго (29).

   В 1960-1980 годы Васильев не оставлял общественной работы. На третьем съезде Союза художников РСФСР его избрали в состав ревизионной комиссии СХ РСФСР, до 1975 года он работал заместителем председателя комиссии. Опытный художник, Васильев неоднократно был руководителем творческих потоков в Домах творчества СХ РСФСР «Сенеж» (1963), «Гурзуф» (1965), «Академическая дача» (1972, 1988, 1990) (30).

   С 1972 году Васильев стал проводить лето в деревне Терпигорево на Академичке, в окрестностях Вышнего Волочка. Эти любимые многими поколениями русских художников места стали для него незаменимым источником творческого вдохновения. Сколько натюрмортов, пейзажей, портретов близких будет написано здесь за двадцать лет! Ну а с поздней осени и до конца весны работа продолжалась в городской мастерской художника на Алтайской улице, в которой он проработал тридцать пять лет.

   Произведения А. И. Васильева хранятся сегодня в Музее истории Санкт-Петербурга, в Научно-исследовательском музее РАХ в Санкт-Петербурге, в Иркутской картинной галерее, в Музее политической истории в Санкт-Петербурге, в Государственном Историческом музее в Москве, в Музее московского университета им. М. Ломоносова, в музее «Дорога жизни», в Картинной галерее Новокузнецка, а также в галереях и частных собраниях в России, Японии, Франции, США, Северной Кореи, Германии (31).

   В 1970-е годы с работами А. Васильева познакомились в Японии на выставках советской живописи в галерее Гекоссо. В конце 1980-х и в начале 1990-х годов работы А. Васильева выставлялись во Франции в Дрюо на выставках и аукционах «L’Ecole de Leningrad», где пользовались неизменным успехом у ценителей живописи (32).

   В 1995 году после смерти Анатолия Ильича в Санкт-Петербурге в выставочном зале СХ РСФСР на Охте прошла персональная выставка произведений художника (33).

  В 1996 году состоялась персональная выставка А.И. Васильева в Хельсинки в РЦНиКРФ,  в 2009 году персональная выставка в Академии художеств города Шицзячжуан (провинция Хэбэй, Китай).   

   Примечательно о А. И. Васильеве написал народный художник РСФСР А. П. Левитин: «Вспоминая друзей, большинства из которых, к сожалению, уже нет в живых, и с которыми тесно была связана жизнь в Ленинграде, нельзя не сказать о семье Васильевых. Глава семьи, Анатолий Ильич Васильев — ровесник Октября, участник Финской и Великой Отечественной войн, служивший в особом лыжном батальоне, награждённый многими боевыми наградами, получивший тяжёлое ранение. До войны с белофиннами он учился во Всероссийской Академии художеств, после фронта … написал отличную дипломную картину «Ломоносов». Ему, как ветерану войны, коммунисту, уже зрелому художнику руководство Академии предложило пост заместителя директора, а затем на какое-то время — ректора института. Его жена, Галина Всеволодовна, была студенткой-заочницей факультета искусствознания. Жили трудно. Денег не было. И вот однажды, придя в институт, Галя узнаёт, что она отчислена из института приказом ректора, то есть своего собственного мужа за неуплату за обучение. Она была образцовой студенткой. Пришлось вмешаться, чтобы её восстановили. Окончила она институт блестяще, а потом работала редактором в художественном издательстве «Аврора» (34).

   Петербургский коллекционер и автор книги «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа» С. В. Иванов, близко знавший Васильева в конце 1980-х – начале 1990-х годов, считает его непревзойдённым мастером натурного этюда: «Знакомство и встречи с Анатолием Ильичом Васильевым в его мастерской на Алтайской улице перевернули мои представления о живописи 1950-1960-х годов. Благодарен ему за эти уроки и никогда не забуду наши встречи и то, ни с чем не сравнимое волнение, которое испытал, впервые открыв для себя его камские и байкальские этюды. И на склоне лет он оставался олицетворением эпохи своей молодости, убеждённым романтиком и энтузиастом. Чем-то он мне неуловимо напоминал актёра В. И. Стржельчика. Наверное, они одной группы крови. Таким я его и помню».

Примечания 

  1. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.234.
  2. Там же.
  3. Васильев, Ю. А. Васильев Анатолий Павлович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.177.
  4. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.234.
  5. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 - 2005.СПб: Первоцвет, 2007. С.485.
  6. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.234.
  7. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 - 2005.СПб: Первоцвет, 2007. С.62; Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.234.
  8. Васильев, Ю. А. Васильев Анатолий Павлович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.178.
  9. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.234.
  10. Там же.
  11. Васильев А. На Каме. 1953 // Иванов, С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. Илл. 249.
  12. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М: Министерство культуры РСФСР, 1960. С.21.
  13. 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л: Ленинградский художник, 1958. С.11.
  14. Васильев А. Станция Байкал. У причала // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, Цветпринт, 2012. С.204.
  15. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1962. С.9.
  16. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л: Художник РСФСР, 1970. С.10.
  17. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1964. С.12.
  18. Ленинград. Зональная выставка. Л: Художник РСФСР, 1965. С.14.
  19. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1961. С.12.
  20. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1964. С.12.
  21. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1971. С.6.
  22. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.234.
  23. Берлинский А. Воспоминания командира яхты «Рыбка» бывшего военмора А. И. Берлинского, на которой 30 лет тому назад производил первоначальные опыты изобретатель беспроволочного телеграфирования А. С. Попов. - Друг Радио, 1925, № 5-6 (март-апрель).
  24. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л: Художник РСФСР, 1976. С.16.
  25. Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1973. С.5.
  26. Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1974 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1974. С.7.
  27. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1980. С.13.
  28. Связь времён. 1932-1997. Художники - члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб, ЦВЗ «Манеж», 1997. С.284.
  29. Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1989. С.9.
  30. Васильев, Ю. А. Васильев Анатолий Павлович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.178.
  31. Там же.
  32. L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris: Drouot Richelieu, 11 Juin 1990. Р.150-151.
  33. Васильев, Ю. А. Васильев Анатолий Павлович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.179.
  34. Левитин, А. П. Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг. СПб: Левша, 2010. С. 63.