Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Человек и мастер.

Задушевное, пронзительное и напевное, мощное и лирическое, словно народная песня – так можно охарактеризовать творчество живописца Василия Иннокентьевича Бочанцева. За его плечами серьезная школа учебы в Московском художественном институте им. В.В. Сурикова, его называют классиком приморской живописи, но все же истоки могучего таланта художника кроются в природе Сибири, глубоком понимании неразрывной связи человека с его родиной и корнями.

В Иркутске творчество этого художника, к сожалению, малоизвестно. В 2013 г. одна из художественных галерей города Иркутска - «Галерея В. Бронштейна», пополнилась работами В. Бочанцева. Началась кропотливая работа по изучению творческого наследия живописца. Благодаря сотрудничеству с Приморской картинной галереей г. Владивостока, друзьями, родственниками и коллегами Василия Иннокентьевича, нам удалось узнать побольше об этом замечательном, но незаслуженно забытом мастере.

Василий Иннокентьевич Бочанцев родился в 1932 г. в селе Комой Эхирит-Булагатского района Иркутской области, в рабочей семье. Василий был совсем маленьким, когда Бочанцевы переехали на Ленские золотые прииски, в Бодайбо. Впоследствии тема Ленских приисков, как и суровая красота тех таежных мест, прочно войдут в творчество Бочанцева и воплотятся в «витимской» серии пейзажей и картинах на историческую тематику.

Уже в детстве у мальчика был замечен талант к рисованию. Детское увлечение со временем переросло во вполне осознанное стремление связать свою дальнейшую жизнь с искусством. В 1950 г. Василий Бочанцев поступил в Иркутское художественное училище. В училище его преподавателями были известные в Иркутске живописцы Глеб Васильевич Богданов и Анатолий Иванович Алексеев. Богданов выделял В. Бочанцева среди своих студентов, духовная связь учителя и ученика была прочной на протяжении всей их жизни.

После окончания учебы, в 1959 г., В. Бочанцев поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, на факультет живописи к профессору исторической картины В.Г. Цыплакову.

Обучение на отделении исторической живописи требовало большой самоотдачи, дисциплины и постоянного совершенствования мастерства. Все свободное время (а его было не так много – в 1959 г. в семье художника родилась дочь Вера) Бочанцев проводил в Третьяковской галерее, изучая полотна Е. Репина, В. Серова, К. Коровина. Однако его кумиром всегда был В.И. Суриков, репродукция портрета которого хранилась у художника дома. Именно живопись этого выдающегося сибиряка во многом определила дальнейший творческий путь В.И. Бочанцева.

Дипломной работой художника стало монументальное историческое полотно «Разоружение колчаковцев», после защиты которого о Бочанцеве заговорили, как о «втором Сурикове». Вслед за окончанием института перспективного живописца оставляли в Москве, где он бы мог вполне успешно работать, но выбор В. Бочанцева пал на Владивосток – декан художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств В.А. Гончаренко, приметив талантливого выпускника, пригласил его преподавать на кафедру живописи и рисунка. Бочанцев согласился.

В 1966 г. Бочанцевы переехали во Владивосток. Началась активная творческая жизнь. В. Бочанцев был замечательным педагогом, за 10 лет работы в институте он подготовил три выпуска живописцев. По воспоминаниям людей, знавших живописца, Василий Иннокентьевич был великолепным рассказчиком, прекрасно пел и играл на гитаре. К нему всегда тянулись люди.

В 1967 г. Василий Бочанцев становится членом Союза художников СССР и Приморского отделения Союза художников РСФСР (позднее – членом его правления).

Живописец активно участвовал в зональных и всесоюзных выставках, много путешествовал, объездив и исходив весь Дальний Восток, Сибирь и центральную часть России, любил возить студентов на летнюю практику. И писал. Писал много, постоянно – даже в выходные дни, в мастерской и дома. У Бочанцева было много идей, об этом свидетельствует огромное количество оставшихся рисунков, эскизов и набросков. Но, как жаловался сам художник, ему не хватало времени...

В. Бочанцев был поистине человеком «эпохи Возрождения». Пытливый ум мастера хотел объять необъятное, касалось ли это разнообразия живописных тем или материалов и техник для их воплощения.

Живописец одинаково мастерски работал в масляной технике, писал акварелью и тушью, был виртуозным мастером быстрого карандашного наброска. Художник любил темперу за ее выразительный, насыщенный цвет и возможность писать в разных манерах. Некоторые из картин созданы художником на левкасе – Бочанцев в последние годы своей жизни увлекся иконописью, внимательно изучал ее технологию. Попробовал живописец свои силы и в книжной печатной графике.

Василий Иннокентьевич много путешествовал, что не могло не отразиться на большом количестве пейзажей, этюдов и простых «почеркушек» карандашом, оставленных нам художником.

Детство, которое В. Бочанцев провел на Ленских приисках, красота сурового Витима и притоков могучей Лены, ощущение бескрайности тайги нашли впоследствии воплощение в «витимской» серии пейзажей. Ее живописец напишет после сплава по реке Витим в 1972 г. («Витим», «В горах Витима»). Среди зарисовок сибирской природы есть место и Иркутску, с его покосившимися деревянными домиками и тихими улочками, исполненными провинциальной степенности («Старый Иркутск», 1974).

Во время жизни в Москве живописец много путешествует по старинным русским городам. Ростов Великий, Загорск, Новгород, Суздаль, Александров поразили художника своей историей, величием и одухотворенностью древней архитектуры. Прекрасный, строгий, белоснежный мир древнерусского зодчества вдохновил художника на написание сотни этюдов. Тема прошлого Руси не оставит Бочанцева на протяжении всей его жизни. Во Владивостоке, взяв за основу этюды и зарисовки «московского» периода, живописец напишет серию картин, в которых с новой силой зазвучит мощь Руси златоглавой («Углич», 1969, «Праздничный день», «Ростов Ярославский», 1969).

Художник много писал Владивосток – кипучую портовую жизнь, корабельные доки и моряков, теряющиеся в дымке сопки. Но, будучи настоящим «таежником», изображать море не любил («Причал. Владивосток», 1968).

Василий Иннокентьевич Бочанцев был превосходным портретистом. Для создания исторических полотен им было выполнено огромное количество портретных набросков и зарисовок. Рабочие с Ленских приисков, крестьяне, коренные жители Сибири, строители Братской ГЭС и портовые грузчики... Писал легко, внимательно фиксируя взглядом профессионального историка детали, подмечая особенности, делая акцент на значимом. С обрывков бумаги, фрагментов старых обоев или страниц отрывного блокнота правдиво и бесхитростно смотрит на нас та эпоха («Рыбацкий поселок», 1960-е; «Старатели», 1969–70).

С особой теплотой Бочанцев писал своих родных и близких. Портрет отца художника, Иннокентия Герасимовича Бочанцева, тяготеет к лучшим традициям парадного портретного искусства («Портрет отца», 1969). Образы маленькой дочери Верочки наполнены глубокой отцовской любовью («Портрет дочери», 1960-е; «Портрет дочери в мастерской художника», 1970), грустный и кроткий взгляд жены словно таит предчувствие скорой разлуки («Портрет жены в юности», 1963).

Однако же подлинным размахом отличается историческая живопись мастера. Не случайно кумиром В. Бочанцева на протяжении всей его жизни был Василий Иванович Суриков – его тезка и сибиряк, эпичность и монументальность живописи которого не могла не сказаться на творчестве молодого художника.

Увлечение многофигурной композицией на темы прошлого своей страны нашло отражение уже в ранних набросках и эскизах Бочанцева, многие из которых впоследствии были воплощены в сложных по замыслу и композиции произведениях.

Художника интересовала Русь былинная, с ее теремами и деревянными избами, неторопливым бегом ладей и сверкающими куполами соборов, суровая, языческая Сибирь и ее отважные первопроходцы. Но главной темой творчества Василия Иннокентьевича стала история России начала ХХ столетия, Белое движение, революционные события 1917 г. и связанная с ними народно-освободительная борьба. Знаковые события тех лет нашли отражение в полотнах «Разоружение колчаковцев» (1967), «Постышев и Блюхер под Волочаевкой» (1967), «Партизаны» (1969), «Владивосток. 25 октября 1922 года» (1972).

1972 г. ознаменовался в жизни художника двумя светлыми событиями. В семье живописца родилась вторая дочь, Нина. В этом же году состоялась единственная прижизненная персональная выставка художника «Древнерусская архитектура XIV–XVIII вв.», получившая множество хвалебных отзывов.

Но счастье Бочанцевых было недолгим. Спустя некоторое время умирает любимая жена Люсенька. Проблемы со здоровьем начинаются и у самого художника. Все последние годы В. Бочанцев работает над «Ревкиемом» (1975), пожалуй, главной исторической композицией всей жизни художника, ставшей и последним его творением. Она была задумана как триптих, но Бочанцев успел написать лишь центральную часть – сам «Реквием».

Трагические события Ленского расстрела 1912 года волновали художника долгие годы. И это не было случайностью – ведь художник родился на Ленских приисках, где и произошел когда-то расстрел бастующих рабочих. В тех местах В. Бочанцев делал наброски и подготовительные этюды, слушал рассказы очевидцев страшных событий. Картину же писал дома, пытаясь успеть закончить ее, даже когда был очень болен.

Воплощенная на холсте сцена не изображает расстрел Ленских рабочих, в ней отсутствует действие как таковое. Главный герой его исторических картин – человек. История в понимании живописца – это люди, которые ее создают. Они, и только они являются преобразователями, участниками созидательного или разрушающего процесса.

В безмолвной и торжественной тишине полотна разворачивается многоголосье человеческих судеб и характеров. Рабочие и их жены, старики и дети словно замерли в тревожном ожидании, на их лицах скорбь утраты близких и надежда на то будущее, которое они завоюют сами. Напоминанием о вечном высятся хоругви, призывом к активным действиям развеваются революционные стяги.

«Реквием» – это не только скорбь, но и память. Немыми свидетелями поминовения стали родные художника – его жена, дочь Вера, отец, родственники. В. Бочанцев вписал их образы в свою картину, а в правой части полотна печально и строго на нас смотрит сам художник.

В 1975 г. из-за тяжелой болезни легких В. Бочанцев умер. Незадолго до его смерти в Москву было отправлено ходатайство о присвоении Василию Иннокентьевичу Бочанцеву почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».

Живописное наследие В. Бочанцева после смерти мастера не кануло в Лету. Значительная часть картин художника представлена в Приморской государственной картинной галерее. Некоторые произведения хранятся в Саянской картинной галерее и Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, а также в частных собраниях и в коллекции родственников мастера. Одна из существенных коллекций работ художника теперь есть и в «Галерее В. Бронштейна».

Кабунова Алена, искусствовед


Бочанцев В.И. Автопортрет.Б., фломастер 33х47,5. Бочанцев В.И. Б.,а. 26_39,5 Бочанцев В.И. Братская ГЭС.1963. ДВП,м. 44,5_72..
Бочанцев В.И. Ленский расстрел. Реквием. 1967. Б.,т. 40_82. Бочанцев В.И. Портал собора. 1969. К.,т. 60_50. Бочанцев В.И. Портрет отца. 140_89. Х., м. 1969. Бочанцев В.И. Реквием. ДВП,м. 162_120