Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Балет о любви и свободе

И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал ...
Откройся мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

(Николай Заболоцкий. «Бетховен»)

В Дагестанском государственном театре оперы и балета состоялась премьера двухактного балета «Людвиг Ван Бетховен. К бессмертной возлюбленной» в постановке заслуженного артиста России Мусы Оздоева.
В этом спектакле режиссер, являющийся также автором либретто, продолжает размышлять на тему противостояния Художника и общества, свободы и несвободы (творческой, прежде всего), долга и чувства. Таким образом, «К бессмертной возлюбленной» является логическим продолжением серии лирических балетов, уже занявших свое место в репертуаре театра – «Поэт и муза», «Гамлет», «Ромео и Джульетта». Сюжет здесь также играет второстепенную роль, поскольку главный конфликт - внутренний, а не внешний. Хотя и потрясений извне герою хватает. В основе истории, разворачивающейся перед зрителями, лежат подлинные факты биографии великого композитора-романтика («за кадром» звучат строки из писем Бетховена к неизвестной, которые были найдены после его смерти), но это все-таки рассказ о судьбе художника вообще.
Режиссер намеренно не использует приемов, которые бы придавали исполнителю заглавной партии портретного сходства с Бетховеном (делясь впечатлениями, некоторые зрители, кстати, говорили, что им не хватало хотя бы парика, повторяющего знаменитую бетховенскую всклокоченную шевелюру). Это было бы слишком грубо, потребовало бы конкретики в декорациях и, в конечном счете, авторский замысел утонул бы в мелочах. Поэтому декорации здесь очень условны, но при этом много внимания уделено деталям. И, конечно же, музыке.

IMG_1850_новый размер[1] IMG_1864_новый размер[1] IMG_1931_новый размер[1] IMG_2004_новый размер[1]

Муса Оздоев, помимо безусловного таланта хореографа, обладает отличным музыкальным вкусом и каким-то удивительным талантом преподносить хорошо известные, а порой и затертые до неприличия от частого употребления, звучащие «из каждого утюга» произведения совершенно по-новому (вспомним его балеты «Энигма» и «Чарли – великий маг», которые вообще состояли из «примитивных» эстрадных хитов). Вот и здесь музыкальный ряд построен сплошь из хрестоматийных сочинений, начиная от «5 симфонии» (та самая, которая «та-да-да-дам») и «Лунной сонаты» и заканчивая «Патетической сонатой» и «К Элизе». Они словно очищены от шелухи пошлых рекламно-рингтоновых ассоциаций и не то, чтобы по-новому звучат, но открываются заново, сияют и переливаются своей подлинной красотой.
В заглавной партии (Бетховена) – Арсен Курбанмагомедов. Мы уже не раз писали об этом талантливом молодом танцовщике. А не так давно его талант был оценен на официальном уровне: почти одновременно Арсен получил звания заслуженного артиста Дагестана и заслуженного артиста Ингушетии. Курбанмагомедов также пробует себя на педагогическом поприще – преподает современный танец в Дагестанском колледже культуры и искусств им. Б. Мурадовой. Что касается его работы в новом спектакле, то здесь он в полной мере оправдывает все свои звания. Прыжки – сильные и эффектные, поддержки – уверенные, он отлично чувствует музыку, не сбивается с темпоритма и удерживает зрительское внимание не только собственно танцем, но и драматической игрой. Сюжет выстроен таким образом, что Бетховен уходит за кулисы лишь однажды: как раз звучит «9 симфония» и перед зрителем разворачивается грандиозная массовая сцена. Все остальное время артист даже если не танцует, то все равно находится на переднем плане и здесь очень важно не выйти из образа, что Курбанмагомедову в полной мере удается.
Помимо заглавного героя большую эмоционально-смысловую нагрузку несет и образ его возлюбенной. Точнее, эта нагрузка распределена сразу на несколько женских партий. Помимо собственно Возлюбленной (о ней чуть ниже), героя окружают музы: Муза Вдохновения, Муза Совершенства и Муза Революции. Первую танцует заслуженная артистка Дагестана Бадрижат Адамова. Партия объемная, требующая в том числе чисто актерской игры, но перед Адамовой стоит куда более сложная задача. В последней части спектакля из лирической героини, из томной красавицы ей необходимо перевоплотиться в одного из четырех «всадников Апокалипсиса» - именно так эти образы значатся в либретто. Странные существа – Красный, Черный, Белый и Золотой (тут важно помнить, что символизирует каждый цвет) - то ли плод воспаленного мозга композитора, то ли действительно посланники темного мира. Вместе со своей свитой они терзают героя, неся разрушение и смуту. Хореография соответствующая – это уже не классический танец, а модерн, с резкими выпадами, «рваными» движениями, бешенным темпом. Даже чисто физически перестроиться тяжело, но тем интереснее такая задача для актера. И Бадрижат Адамова ее решает, выстроив два совершенно противоположных ярких образа. Опыт, что ни говори.
Роли других муз в разных составах поочередно исполняют Джамиля Курбанова и Джамиля Алибекова. У Совершенства сложная прыжковая партия, особенной в той части, где звучит знаменитое бетховенское «К Элизе» - все три минуты на пуантах, в быстром темпе, с массой мелких движений. В версии, виденной автором этих строк, эта партия досталась артистке Курбановой и исполнила она ее очень хорошо. Для нее это определенно новый уровень.
Джамиля Алибекова, как и положено по сюжету, несет революционные настроения в массы, буквально: в отличие от других муз она взаимодействует не столько с главным героем (хотя и с ним, разумеется, тоже), сколько с кордебалетом. Она закручивает весь этот вихрь революции, проносящийся по сцене, подчиняя его себе и воспаряя (в том числе и в прямом смысле – в высоких поддержках) над ним.
Безусловное открытие спектакля – Евгения Калинтеева, которой и досталась роль Бессмертной Возлюбленной художника. По словам самой Евгении, работая над ролью, она читала биографию Бетховена, смотрела фильмы, но больше всего ее вдохновляла музыка. «Образ Возлюбленной – собирательный, это и фея, и муза, и в то же время в ней воплощены реальные любимые женщины, окружавшие композитора, - рассказывает она, - Неуловимость, эфемерность показана в самом рисунке танца: она то приближается к герою, то отдаляется, порхает, исчезает и появляется». Танцовщица также отметила, что самым сложным моментом для нее была высокая поддержка в самый кульминационный момент «17 сонаты»: «Я очень благодарна Арсену Курбанмагомедову, он замечательный партнер – тактичный и терпеливый, мне по неопытности еще не все удается, но он никогда не выражает недовольства, наоборот, старается помочь, объяснить и очень аккуратно приземляет с поддержки». Молодая артистка работает в театре чуть больше года. Со стороны режиссера было большой авантюрой доверить едва ли не главную женскую партию дебютантке, он рискнул – и не проиграл. Потрясающая грация, невероятная нежность, обаяние - безупречное попадание в образ! И как ей идет эта классическая белая шопеновка, делающая ее тонкую фигурку еще более хрупкой и воздушной.
При почти полном отсутствии декораций костюмы становятся едва ли не главным смысловым элементом визуального ряда спектакля. Поэтому, их много и они очень разные. В итоге «картинка», которую видят зрители, получается очень выразительной. Некоторые предельно простые – в основном это касается солистов, ведь они «рассказывают историю» с помощью пластики, драматической игры, то есть, костюм далеко не основное выразительное средство, он не должен отвлекать, перетягивать внимание на себя. А вот в массовых сценах, напротив – костюмы насыщены деталями. Здесь важна символика цвета (например, в сцене революции они решены в цветах французского флага), фактура, и то, как это все кружится, струится и ниспадает при синхронном движении всей массовки. Уже в самом начале герой, погруженный в свои переживания, выливающиеся в сочинение музыки, окружен черно-белыми фигурами. Они, словно клавиши рояля под умелыми пальцами музыканта, подчиняются ему, выстраиваясь в правильные фигуры. Все четко отлажено и гармонично. Звучит увертюра «Эгмонт». К финалу игра контрастов максимально усиливается: гармония превращается в хаос, уже не понять, где черное, а где белое, где добро, а где зло. Напряжение нарастает, звучит «5 симфония». Кажется, еще чуть-чуть и Бетховен сгинет в этом фантасмагорическом видении, окончательно сойдет с ума, но появляется Бессмертная Возлюбленная и спасает художника, уводя за собой в мир вечной гармонии.

Влада Бесараб